Понятно, что проблема гармонизации национальных и международных рынков услуг подвижной связи существует. Без решения этой проблемы невозможно было бы решать задачи глобализации рынка телекоммуникаций в целом. Но этот рынок весьма динамичен и требует от государственных регулирующих органов гибких, многоплановых административных подходов в интересах государства и общества. Например, в США в законе "О связи" имеется определение "общественных интересов в области телекоммуникаций", а сам закон ориентирован на их обеспечение. Там нет приоритетных стандартов подвижной связи, оператор вправе сам выбирать направление бизнеса. Или другой пример, многостандартная на одной территории, как и в России, среда сотовой подвижной связи не помешала странам Юго-Восточной Азии не только добиться прогресса в развитии систем подвижной связи второго поколения, но и стать лидерами в организации сетей сотовой подвижной связи нового поколения, своевременно уделив внимание технологии CDMA. Яркий пример японских компаний NTTDoCoMo и KDDI совершенно твердо на практике доказал преимущества по скорости передачи информации, качеству связи, по ценовым показателям, по преемственности сетей разных поколений и разных производителей, по росту абонентской базы неевропейского пути перехода от систем подвижной связи второго поколения к системам нового поколения.
Может быть, учитывая социальную значимость и высокую экономическую эффективность услуг связи данного вида, и для России настало время рассмотреть проблему концептуально, с позиций общественных интересов, а не плестись в хвосте у европейских производителей и не сводить ее к проблемам ограниченного круга операторских компаний CDMA.
Представляется, что с решением Всемирной радиоконференции в 2000 г. использовать диапазон 800 МГц для целей развития систем сотовой подвижной связи третьего поколения подтверждается мировая тенденция использования данного диапазона для беспроводного доступа к будущей ин-фокоммуникационной инфраструктуре. Вполне реально, что к 2010 г. в результате конвергенции сетей и услуг произойдет объединение служб подвижной связи и телевещания в единый мультимедийный комплекс. Если принять во внимание данные рассуждения, то присутствие сетей CDMA в диапазоне 800 МГц было бы вполнеоправданным. Это полностью сняло бы проблему дальнейшего использования сетей.
Учитывая сложившуюся в России ситуацию, можно было бы подходить к урегулированию спорных вопросов со следующих позиций:
- сети CDMA (IS-95) деюрефиксированная связь. Однако сама технология CDMA не подразделяет абонентов на фиксированных и мобильных и не ограничивает их в доступе к услугам сети при перемещении. Учитывая данные обстоятельства, операторы сетей CDMA (IS-95) хотели бы легализовать свой бизнес, закрепив через лицензии право на предоставление услуг подвижной связи. То есть в юридическом плане приравнять себя к операторам AMPS/D-AMPS/N-AMPS и только после этого рассматривать вопрос о подписании меморандумов или иных документов, предполагающих высвобождение диапазона 800 МГц в случае, если Администрация связи России не пересмотрит свое отношение к этому диапазону;
— в связи с тем, что сети CDMA (IS-95) во всем мире традиционно работают в диапазонах частот 800/1900 МГц (по аналогии с GSM 900/1800 МГц), то с точки зрения рационального использования существующей инфраструктуры сетей операторы считают перспективным переход в диапазон 1900 МГц с возможностью миграции сетей CDMA (IS-95) в направлении 3G. Положительный опыт эволюционного перехода таких сетей имеется и показал себя как экономически наиболее эффективный, причем в развитых странах Северной Америки и Юго-Восточной Азии.
Переход в другие диапазоны частот можно было бы рассмотреть при соответствующих решениях международно-правовых вопросов и при создании необходимой нормативно-технической и правовой базы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.