Ассоциация операторов МДКР (CDMA). В кругу проблем. Трудности внедрения новых систем объективного и субъективного характера, страница 2

Результаты превзошли все ожидания. Высокое качество передачи звука, повышенная конфиденциальность связи, большая эффективность использования частотного ресурса, меньшее электромагнитное воздействие на пользователей, быстрая окупаемость сетей — вот те преимущества, которые выгодно отличали сети CDMA (IS-95) от ранее введенных в России сетей сотовой подвижной связи.

К сожалению, такой режим работы продолжался не долго. В середине 1998 г. вид деятельности "предоставление услуг радиотелефонной связи" был заменен в лицензиях без согласия операторских компаний на "предоставление услуг местной телефонной связи с использованием средств радиодоступа11, что принципиально изменило вид услуги и вид бизнеса. Остается невыясненным, насколько обоснованно решение при прежнем составе оборудования и неизменном частотном ресурсе ограничивать административными методами сервисные возможности сетей.

Понимая сложность и неоднозначность ситуации с внедрением сетей CDMA (IS-95), в январе 1999 г. Ассоциацией операторов сетей МДКР (CDMA) в Госкомсвязи России было направлено письмо. В нем было изложено видение членами Ассоциации объективных трудностей при внедрении в России оборудования радиотелефонной связи CDMA (IS-95) и выражено законное желание операторских компаний работать на рынке сотовой подвижной связи в условиях равноправной конкуренции. Кроме того, были выдвинуты предложения Госкомсвязи России о его взаимодействии с операторами сетей CDMA при разработке технических решений и выработке организационных подходов, предусматривающих использование этой перспективной технологии. Данный шаг был предпринят своевременно и имел весомые основания. Дело в том, что к этому времени обозначилась реальная перспектива использования технологии CDMA в системах подвижной связи третьего поколения. А работы ведущих производителей оборудования по модернизации сетей CDMA (IS-95) подтвердили перспективность эволюции к третьему поколению именно этих сетей. В результате такой модернизации удалось увеличить скорость передачи данных до 64 кбит/с (версия IS-95B). А это уже 2.5G. Причем вся модернизация сводилась к некоторым изменениям программного обеспечения и не требовала изменений инфраструктуры сети, что существенно снижало финансовые затраты. Казалось бы, что в нынешних экономических условиях в России создание при незначительных финансовых затратах платформы для существенного расширения услуг связи — это нормальное, естественное желание операторских компаний связи и предмет пристального внимания регулирующего органа отрасли. Предложенное взаимодействие с Госкомсвязи России позволило бы операторам сетей CDMA ориентироваться в ситуации и претендовать на использование технических возможностей существующих сетей в большей степени.

Реакция Госкомсвязи России оказалась неадекватной. 14 апреля 1999 г. был выпущен приказ № 67 "О применении абонентского оборудования на сетях местной телефонной связи с абонентским радиодоступом на базе стандарта IS-95" (далее приказ № 67). Цель этого приказа — удержать абонентов сетей CDMA (IS-95) в фиксированном режиме. Видимо, "лицензионные" методы запрета "мобильности" оказались не столь эффективными, как предполагалось. Да и не могло быть иначе. Обязав операторов работать в условиях измененных лицензий, без учета того факта, что сама технология CDMA является технологией мобильной связи, Госкомсвязи России сам привел операторов к тому, что с абонентами заключались договоры на гарантированное обслуживание по конкретному адресу независимо от того, какой абонентский терминал (стационарный или подвижный) использовался. Абоненты быстро осознали практическую возможность применения подвижного абонентского терминала за пределами оговоренных в договорах конкретных адресов и стали активно этим пользоваться. Приказ № 67 как раз и вводил ограничения на ввоз и подключение к сетям подвижных абонентских терминалов (в том числе имеющего сертификаты Госкомсвязи России).