Структура программных блоков и палитра «Программирование». Основные элементы программных блоков

Страницы работы

Содержание работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПММ-2-2-05 ПРОГРАММНЫЕ БЛОКИ В СРЕДЕ MATHCAD

Внимательно прочитайте информацию об элементах Mathcad. При чтении текста обязательно сразу самостоятельно повторите те действия и вычисления, которые описываются. 

1 Структура программных блоков и палитра «Программирование»

Вычислительные блоки МС-документа позволяют выполнить действия, записанные одной строкой. Однако, реализация любого численного метода требует выполнения нескольких вычислительных блоков, а его применение в ходе исследования физической системы – многократного повторения вычислений при различных значениях параметров задачи. 

В таких случаях удобно организовать вычисления с помощью собственных функций, содержащих программные блоки.

Преимущества такого подхода заключаются в следующем: а) действия, заключенные в функции, можно описать любым количеством строк, в том числе с применением операторов выбора и цикла; б) определение функции не выполняет никаких действий и не влияет на последующие вычисления в документе. Действия, записанные в функции, выполняются только в момент обращения к функции; в) определение функции имеет достаточно общий характер, так как вычисления описываются с помощью параметров. При вызове функции подбором параметров функцию можно приспособить для решения текущей задачи.

Основные элементы программных блоков:

а) программный блок состоит из отдельных строк, ограниченных слева вертикальной чертой. б) каждая строка содержит отдельную команду, причем команда не набирается, а в строку вставляется шаблон команды из палитры «Программирование»; в) в программном блоке можно использовать внутренние (локальные) переменные. Переменные, определенные в документе, (глобальные) доступны в программном блоке, но переменные программного блока не известны в документе; г) операция присваивания значения локальной переменной обозначается в программном блоке знаком «←»; д) в последней строке программного блока должно быть указано имя переменной, значение которой будет являться результатом работы программного блока.

 

Все переменные, использованные в ПБ являются локальными, они не влияют на переменные документа.

Переменные документа для программного блока являются глобальными, т.е. известны. Все переменные документа, определённые выше программного блока, доступны в нём.

В качестве результата работы из программного блока в документ передается значение той переменной, которая указана в последней строке программного блока.

Результат выполнения программного блока в документа можно вывести, набирая команду «=» после блока - как для обычной переменной.

Шаблоны команд собраны в палитре «Программирование», вызов которой на экран выполняется нажатием кнопки на главной математической палитре.

 

Для создания программного блока следует указать курсором место в документе и нажать кнопку «Add Line» («добавить строку»). Полезно создать сразу несколько строк, далее их заполнить командами, а ненужные затем удалить. Каждая строка содержит ячейку ввода, в которую можно вставить шаблон команды. Чтобы добавить строку, следует полностью выделить курсором предыдущую строку и выполнить команду «Add Line».

Команда локального присваивания. Шаблон команды в строку программного блока вставляется нажатием кнопки  или клавишной командой [Shift + { ]. Затем ячейки шаблона заполняются: слева указывается имя локальной переменной, справа – формула для ее вычисления с использованием переменных документа и параметров функции.

Пример 1. Простейшая функция -  программный блок

 

Выдача нескольких результатов из программного блока. Для этого все результаты нужно объединить в общий вектор. Объединять можно даже элементы, имеющие различную матричную структуру.

Несколько матриц, имеющих одинаковое число строк (или столбцов) можно объединить в одну матрицу – результат с помощью функций augment или stack.

Пример 2. Два скалярных результата – вычисление гипотенузы и площади прямоугольного треугольника по заданным двум его катетам.

f a b( , ) :=⎛ 5 ⎞ f 3 4( , ) = ⎜

⎝ 6 ⎠

⎛ res1 ⎞ ⎜ := f 4.5 7.2(          , )

⎝ res2 ⎠

                                                               res1 = 8.491         res2 = 16.2

2 Операторы палитры «Программирование» и их применение

        Рассмотрим       отдельные       операторы,       содержащиеся        в          палитре

«Программирование». Каждый оператор содержит некоторую команду, которую выполняет Mathcad, с необходимым содержанием. Важно помнить, что операторы программирования не набираются, а вставляются в ячейки программного блока. Знаки операций сравнения (неравенства) и логических операций в операторах выбора и цикла также не набираются, а вставляются из палитры «Boolean».

Оператор выбора имеет шаблон  

В левую ячейку шаблона записывают действие, в правую – условие. Действие выполняется, когда условие истинно. 

Похожие материалы

Информация о работе