Аудит безопасности. Причины появления аудита безопасности. Снижение вероятности совершения ошибок участниками дорожного движения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ответ:     Высокий уровень безопасности движения в Великобритании – это логичный результат многолетней работы по снижению негативного влияния всех факторов, способствующих возникновению ДТП, в том числе, в рамках концепции «аудит безопасности».

4.4.1 Причины появления аудита безопасности

Долгое время считалось, что соблюдение норм, стандартов и правил при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и транспортных средств, служит гарантией безопасности дорожного движения.  

Нормы и стандарты устанавливаются на основе законов физики и практического опыта. При помощи норм, стандартов и правил устанавливаются и поддерживаются оптимальные параметры и соотношения отдельных элементов, обеспечивая их безопасное взаимодействие в процессе дорожного движения.

Пример: Соблюдение стандартов и правил может обеспечить безопасное соотношение таких элементов как:

  1. Радиус кривой трассы дороги в плане (норма проектирования дороги),
  2. Отгон виража на этой кривой (норма проектирования дороги),
  3. Скорость движения автомобиля (норма эксплуатации дороги),
  4. Шероховатость покрытия, позволяющая обеспечивать достаточный коэффициент сцепления между покрышками транспортного средства и покрытием дороги (норма строительства и содержания дороги),
  5. Тип протектора покрышки автомобиля (норма проектирования автомобиля),
  6. Состояние покрышки (норма содержания и эксплуатации автомобиля),
  7. Состояние покрытия дороги (норма содержания и эксплуатации дороги).

Нарушение нормы хотя бы одного из перечисленных элементов нарушает оптимальное (безопасное) взаимодействие физических объектов в процессе движения. ДТП может произойти как результат: слишком малого радиуса кривой, неверного расчета виража, превышения разрешенной скорости движения, скользкого покрытия или изношенных покрышек, как результата нарушения норм содержания дороги или транспортного средства. Поэтому, не вызывает сомнения, что соблюдение норм, стандартов и правил предупреждает возникновение опасных ситуаций в процессе дорожного движения.              

Однако также известно, что даже очень строгое соблюдение норм и стандартов при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог и транспортных средств вовсе не гарантирует отсутствия ДТП. Хорошие ровные и широкие дороги, отвечающие требованиям самых строгих стандартов, нередко имеют высокий уровень аварийности.

Вопрос:    Чем это объясняется?

Ответ:     В процессе дорожного движения, кроме дороги и автомобиля, участвует еще один компонент – человек. Теоретически, поведение участников дорожного движения нормируется стандартными правилами дорожного движения. Однако в реальной жизни человек слишком часто оказывается в нестандартных ситуациях (См.гл.2.2), когда быстрота и качество решений определяются его опытом, возрастом, личными качествами, физическим и эмоциональным состоянием, особенностями восприятия и т.д. Поэтому, не удивительно, что причиной подавляющего количества ДТП становится ошибка человека.

Снижение вероятности совершения ошибок участниками дорожного движения – поле деятельности для аудита безопасности. 

Концепция «аудит безопасности» появилась в 80-е годы на основе:

1.  Развития методов расследования причин ДТП и практики их устранения;

2.  Последовательных изменений законодательства, которые позволяли дорожным администрациям предпринимать нужные шаги для снижения вероятности возникновения ДТП на своих дорогах.       

Традиционный метод повышения безопасности сети дорог на основе выявления участков концентрации ДТП (См.гл.4.3.7.1 Топографическая локализация ДТП), в отличие от аудита, адресован к уже существующей проблеме и может быть определен как устранение существующего «эксплуатационного дефекта» дороги, как продукта дорожной отрасли.

Очевидные выгоды применения аудита безопасности на протяжении почти двух десятилетий и, потенциал этой концепции для дальнейшего повышения безопасности дорожных сетей, определили распространение практики аудита для дорожных сетей Новой Зеландии, Австралии, США, Канады, ЮАР, Дании, Нидерландов, Сингапура.   

4.4.2 Определение аудита безопасности и его задач

Термин «аудит безопасности» осознанно принят вместо более традиционного термина «контроль безопасности».

Термин «аудит безопасности» подразумевает формальный анализ безопасности дороги с позиции ее восприятия всеми категориями участников дорожного движения на стадиях:

1.  Проектирования новой дороги

2.  Строительства новой дороги,

3.  Эксплуатации существующей дороги.

В ходе процедур аудита безопасности, независимая, квалифицированная

Похожие материалы

Информация о работе