4.5 Экономическая оценка эффекта от реализации мер для повышения безопасности дорожного движения
Сокращение количества ДТП – цель, стоящая перед любым сообществом. Но это не означает, что эта цель может оправдывать любые средства для ее достижения и, прежде всего, потому, что доминирование одной цели над другими может разрушить баланс в данном сообществе.
Важными целями современного сообщества в области транспорта, являются следующие:
1 Экономическая: обеспечение функционирования транспортной отрасли, как одной из ключевых отраслей материального производства с минимальными затратами и максимальной безопасностью;
2 Социальная: обеспечение равных прав на мобильность и равных условий для справедливой конкуренции;
3 Экологическая: минимизация негативного воздействия на окружающую среду от функционирования транспортной отрасли.
Пример взаимосвязи целей сообщества приведен ниже.
Пример: С целью повышения безопасности дорожного движения в населенном пункте принято решение: ввести ограничение скорости до 40км/час в границах данного населенного пункта. Помимо несомненного быстрого позитивного эффекта - снижения количества ДТП и их тяжести, с течением времени, в определенной степени начнут проявляться и накапливаться следующие негативные последствия решения:
1 Понизится общая производительность сети городских улиц, что вызовет:
a. понижение мобильности доставки людей и грузов, в результате чего
b. возрастут экономические издержки местных производителей товаров и услуг и, как следствие, величина транспортной составляющей в ценах на их продукцию, что
c. снизит конкурентоспособность местных производителей на внешних рынках и, что не позволит наращивать объемы реализации их товаров и услуг;
d. В итоге, уменьшатся поступления в бюджет и социальные фонды, возникнут ограничения для увеличения числа рабочих мест и, как следствие, произойдет
e. снижение общего жизненного уровня местного населения;
2 Увеличится продолжительность нахождения транспортных средств на улицах, что с ростом количества автомобилей в пользовании граждан, означает увеличение перегруженности улично-дорожной сети и усиление стресса для окружающей среды. В результате:
a. возникнет потребность в расширении дорожной инфраструктуры, что означает отчуждение новых территорий под строительство дорожных мощностей и еще больший стресс для окружающей среды, а также,
b. увеличение расходования средств бюджета на строительство, а затем, на последующее содержание расширенных мощностей, в ущерб другим расходным статьям бюджета сообщества.
Поэтому, сообщество должно воздерживаться от реализации мер для повышения безопасности дорожного движения, если эти меры могут:
1 Вызвать последствия, нежелательные для сообщества в обозримом будущем (5-30 лет);
2 Конфликтовать с другим целям сообщества.
Вывод: Принятию решений в транспортном секторе должна предшествовать всесторонняя оценка возможных результатов и последствий данных решений. Для поддержания необходимого баланса в сообществе, реализации должны подлежать только те меры повышения безопасности движения, которые:
Объективность оценки и поиск компромиссов достигаются с помощью таких инструментов как методы экономической оценки.
4.5.1 Объективность оценки результативности и последствий от реализации мер для повышения безопасности дорожного движения
Для того чтобы оценка мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения, была достаточно объективной, из методов оценки следует исключить:
1 Субъективный метод, т.е., так называемое «мнение специалистов» без числовых данных, отражающее лишь субъективное личное мнение отдельных экспертов;
2 Метод отчета о факте проведения мероприятия без расчетных данных об экономическом эффекте от данного мероприятия.
К объективным методам оценки можно отнести следующие:
1 Метод статистического эксперимента, основанный на сравнении статистических данных до и после проведения мероприятия. По результатам сравнения данных статистики делается вывод о величине
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.