Позитивизм
-
от лат. – положительный,
-
термин ввел Клод Сен-Симон,
-
понятие популяризировал О.Конт,
-
во второй пол. XIXв. превратилось в философское движение
Основания позитивизма:
-
подлинное знание должно опираться на эмпирические факты;
-
подобное знание дает только наука;
-
эмпирический метод должен носить универсальный характер;
-
философия должна использовать научный метод
Этапы развития позитивизма: Первый этап
-
20-70-е гг. 19в.
-
Представители: О. Конт, Г. Спенсер, Дж.-Ст. Милль.
-
Задача: привести познавательную научную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом;
-
Цель: институциональное становление научной деятельности
Огюст Конт (1798-1857)
-
франц. философ и социолог;
-
идею закономерного развития природы перенес на сферу духа;
-
сформулировал «закон трех стадий» развития духа;
-
работы: «Курс позитивной философии», «Курс позитивной политики»
Интеллект в своем развитии проходит три стадии:
-
религиозную, теологическую, фиктивную
-
философскую, метафизическую, абстрактную
-
научную, позитивную, для которой характерно:
-
отказ от поиска первопричин явлений
-
признание невозможности абсолютного знания
-
выявление неизменных, устойчивых и повторяющихся отношений
-
специализация/дифференциация
Джон-Стюарт Милль (1806-1873):
-
англ. философ, психолог, социолог, экономист;
-
различал «положительную» и «отрицательную» метафизику;
-
ставил задачу – создать научную социальную философию;
-
работы: «О свободе»
Герберт Спенсер (1820-1903):
-
англ. философ, главный представитель эволюционизма;
-
образец научности – биология;
-
работы: «Система синтетической философии», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Образование умственное, моральное и физическое» и др.
Суть позиции
-
знание, по степени общности, делил на:
-
обыденное
-
научное
-
философское
-
внутри философии различал:
-
общую – цель: прояснение общих понятий (концептуальный анализ)
-
специальную – цель: согласование понятий с опытными данными
-
в эпистемологии ставил задачу объединить идею априорного знания с эмпиризмом
Второй этап
-
1870гг. – нач.20-го в.;
-
Представители: Э. Мах, Р Авенариус, А. Пуанкаре, П. Дюгем;
-
задача: создание эпистемологии
-
(от греч. – знание)
-
а) теории научного познания;
-
б) теория познания (гносеология)
Эрнст Мах (1838-1916)
-
австр. физик и философ
-
отказался от представления об «абсолютном пространстве и времени», оказав влияние на А. Эйнштейна
-
работы:
-
«Анализ ощущений и отношений физического к психическому»,
-
«Познание и заблуждение»,
-
«Механика. Историко-критический опыт ее развития» и др.
Суть позиции
-
отрицал научный статус философии
-
сторонник кумулятивной модели развития науки
-
ставил задачу – очищение научного знания от «метафизических» предпосылок
Рихард Авенариус (1848-1896)
-
швейцарский философ
-
профессор университета в Цюрихе
-
основоположник эмпириокритицизма – «очищение опыта» от «метафизических прибавлений»
-
работы:
-
«Человеческое понятие о мире»,
-
«Критика чистого опыта»
Жюль-Анри Пуанкаре (1843-1912)
-
франц. математик, физик, философ
-
член Парижской академии наук
-
основатель конвенционализма
-
работы:
-
«Ценность науки»,
-
«Наука и гипотеза»,
-
«Наука и метод» и др.
Пьер Дюгем (Дюэм) (1861-1916)
-
франц. физик-теоретик, философ и историк науки
-
выдвинул идею «теоретической нагруженности фактов»
-
задача научной теории – описание, т.е. классификация экспериментальных законов
-
работы:
-
- «Физическая теория, ее цель и строение»
Основные положения эпистемологии:
-
положение о недопустимости интроекции – (от лат. бросать внутрь);
-
«принцип координации»;
-
учение об элементах мира;
-
принцип «экономии мышления».
Третий этап: неопозитивизм, аналитическая философия
-
включает два периода:
-
логический – с 20-х гг.
-
лингвистический – с 40-х гг.
-
Представители: М. Шлик, Б. Рассел,
-
Р. Карнап, Л. Витгенштейн – члены «Венского кружка»
-
задачи:
-
- анализ языка науки, создание идеального языка науки
-
- проблема отношения теоретического и эмпирического уровней знания
-
- решение проблемы демаркации
«Венский кружок»
-
неформальное объединение интеллектуалов
-
возник на основе кафедры индуктивных наук Венского университета
-
1929г. - манифест «Научное понимание мира. Венский кружок» (М. Шлика)
-
в 1939г. деятельность приостановлена
Мориц Шлик (1882-1936)
-
австр. философ и физик
-
докторскую диссертацию защитил под руководством М. Планка
-
профессор Венского университета, организатор и руководитель «Венского кружка»
-
работы:
-
«Поворот в философии»,
-
«О фундаменте познания» и др.
Бертран Рассел (1872-1970)
-
брит. философ, логик, математик, социолог
-
профессор Кембриджского университета
-
лауреат Нобелевской премии по литературе
-
разрабатывая теорию множества, обнаружил парадокс
-
работы:
-
«Германская социал-демократия»,
-
«Проблемы философии»,
-
«Человеческое познание, его сферы и границы»,
-
«История западной философии» и др.
Карнап (Carnap) Рудольф (1891-1970)
-
австр. философ и логик
-
В основе знания лежат абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие чувственные переживания субъекта
-
Предложения для которых процедура верификации невозможна не имеют смысла и должны быть устранены из науки
-
Большая часть традиционной философии оказывается спекулятивной метафизике
-
Функция научной философии – с помощью логического анализа очистить язык науки от бессмысленных псевдопредложений
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
-
австр. Философ
-
профессор Кембриджского университета
-
ввел понятие «языковые игры»
-
работы:
-
«Логико-философский трактат»,
-
«Философские исследования» и др.
Анализ языка
Вопрос о природе и характере научной теории
-
«редукционистская модель»: научная теория – результат обобщения научных фактов
-
«дедуктивная модель»: научная теория – формальная конструкция, вспомогательный инструмент в познании
Проблема демаркации
-
Два способа проверки научного знания
-
верификация – процедура сведения сложных научных высказываний к простым, чувственно наглядным и очевидным (протокольным положениям)
-
фальсификация – процедура, указывающая на условия, при которых данная теория может быть опровергнута
Четвертый этап:
-
40-50гг. 20в.;
-
Представители: У. Куайн, У. Селларс
-
задачи:
-
- критика эмпиризма,
-
- изучение логики научного объяснения,
-
- построение моделей структуры научного знания,
-
- создание общей картины мира, основанной на научных знаниях
Уиллард ван Орман Куайн (1908-1997)
-
амер. философ и логик
-
профессор Гарвардского университета
-
сторонник «научного реализма» и холизма
-
работы:
-
«Слово и объект»,
-
«Две догмы эмпиризма» и др.
Научный реализм
-
совокупность течений, объединяемых антиконвеционалистской и антиинструментальной направленностью
-
терминологический аппарат и высказывания научной теории имеют онтологический статус
-
задача философии – эвристическая - предварительная формулировка онтологических утверждений
-
основная проблема – установление ясных критериев соответствия между научными теориями и объективной реальностью
инструментализм
-
установка характерная для прагматизма
-
сознание есть средство приспособления к действительности, а не отражение объективной реальности
-
научные законы и теории – не имеют дескриптивного значения, а есть