Позитивизм. Основания позитивизма. Этапы развития позитивизма. Огюст Конт (1798-1857). Джон-Стюарт Милль (1806-1873)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Позитивизм

  • от лат. – положительный,
  • термин ввел Клод Сен-Симон,
  • понятие популяризировал О.Конт,
  • во второй пол. XIXв. превратилось в философское движение

Основания позитивизма:

  • подлинное знание должно опираться на эмпирические факты;
  • подобное знание дает только наука;
  • эмпирический метод должен носить универсальный характер;
  • философия должна использовать научный метод

Этапы развития позитивизма: Первый этап

  • 20-70-е гг. 19в.
  • Представители: О. Конт, Г. Спенсер, Дж.-Ст. Милль.
  • Задача: привести познавательную научную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом;
  • Цель: институциональное становление научной деятельности

Огюст Конт (1798-1857)

  • франц. философ и социолог;
  • идею закономерного развития природы перенес на сферу духа;
  • сформулировал «закон трех стадий» развития духа;
  • работы: «Курс позитивной философии», «Курс позитивной политики»

Интеллект в своем развитии проходит три стадии:

  • религиозную, теологическую, фиктивную
  • философскую, метафизическую, абстрактную
  • научную, позитивную, для которой характерно:
  • отказ от поиска первопричин явлений
  • признание невозможности абсолютного знания
  • выявление неизменных, устойчивых и повторяющихся отношений
  • специализация/дифференциация

Джон-Стюарт Милль (1806-1873):

  • англ. философ, психолог, социолог, экономист;
  • различал «положительную» и «отрицательную» метафизику;
  • ставил задачу – создать научную социальную философию;
  • работы: «О свободе»

Герберт Спенсер (1820-1903):

  • англ. философ, главный представитель эволюционизма;
  • образец научности – биология;
  • работы: «Система синтетической философии», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Образование умственное, моральное и физическое» и др.

Суть позиции

  • знание, по степени общности, делил на:
  • обыденное
  • научное
  • философское
  • внутри философии различал:
  • общую – цель: прояснение общих понятий (концептуальный анализ)
  • специальную – цель: согласование понятий с опытными данными
  • в эпистемологии ставил задачу объединить идею априорного знания с эмпиризмом

Второй этап

  • 1870гг. – нач.20-го в.;
  • Представители: Э. Мах, Р Авенариус, А. Пуанкаре, П. Дюгем;
  • задача: создание эпистемологии
  • (от греч. – знание)
  • а) теории научного познания;
  • б) теория познания (гносеология)

Эрнст Мах (1838-1916)

  • австр. физик и философ
  • отказался от представления об «абсолютном пространстве и времени», оказав влияние на А. Эйнштейна
  • работы:
  • «Анализ ощущений и отношений физического к психическому»,
  • «Познание и заблуждение»,
  • «Механика. Историко-критический опыт ее развития» и др.

Суть позиции

  • отрицал научный статус философии
  • сторонник кумулятивной модели развития науки
  • ставил задачу – очищение научного знания от «метафизических» предпосылок

Рихард Авенариус (1848-1896)

  • швейцарский философ
  • профессор университета в Цюрихе
  • основоположник эмпириокритицизма – «очищение опыта» от «метафизических прибавлений»
  • работы:
  • «Человеческое понятие о мире»,
  • «Критика чистого опыта»

Жюль-Анри Пуанкаре (1843-1912)

  • франц. математик, физик, философ
  • член Парижской академии наук
  • основатель конвенционализма
  • работы:
  • «Ценность науки»,
  • «Наука и гипотеза»,
  • «Наука и метод» и др.

Пьер Дюгем (Дюэм) (1861-1916)

  • франц. физик-теоретик, философ и историк науки
  • выдвинул идею «теоретической нагруженности фактов»
  • задача научной теории – описание, т.е. классификация экспериментальных законов
  • работы:
  • - «Физическая теория, ее цель и строение»

Основные положения эпистемологии:

  • положение о недопустимости интроекции – (от лат. бросать внутрь);
  • «принцип координации»;
  • учение об элементах мира;
  • принцип «экономии мышления».

Третий этап: неопозитивизм, аналитическая философия

  • включает два периода:
  • логический – с 20-х гг.
  • лингвистический – с 40-х гг.
  • Представители: М. Шлик, Б. Рассел,
  • Р. Карнап, Л. Витгенштейн – члены «Венского кружка»
  • задачи:
  • - анализ языка науки, создание идеального языка науки
  • - проблема отношения теоретического и эмпирического уровней знания
  • - решение проблемы демаркации

«Венский кружок»

  • неформальное объединение интеллектуалов
  • возник на основе кафедры индуктивных наук Венского университета
  • 1929г. - манифест «Научное понимание мира. Венский кружок» (М. Шлика)
  • в 1939г. деятельность приостановлена

Мориц Шлик (1882-1936)

  • австр. философ и физик
  • докторскую диссертацию защитил под руководством М. Планка
  • профессор Венского университета, организатор и руководитель «Венского кружка»
  • работы:
  • «Поворот в философии»,
  • «О фундаменте познания» и др.

Бертран Рассел (1872-1970)

  • брит. философ, логик, математик, социолог
  • профессор Кембриджского университета
  • лауреат Нобелевской премии по литературе
  • разрабатывая теорию множества, обнаружил парадокс
  • работы:
  • «Германская социал-демократия»,
  • «Проблемы философии»,
  • «Человеческое познание, его сферы и границы»,
  • «История западной философии» и др.

Карнап (Carnap) Рудольф (1891-1970)

  • австр. философ и логик
  • В основе знания лежат абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие чувственные переживания субъекта
  • Предложения для которых процедура верификации невозможна не имеют смысла и должны быть устранены из науки
  • Большая часть традиционной философии оказывается спекулятивной метафизике
  • Функция научной философии – с помощью логического анализа очистить язык науки от бессмысленных псевдопредложений

Людвиг Витгенштейн (1889-1951)

  • австр. Философ
  • профессор Кембриджского университета
  • ввел понятие «языковые игры»
  • работы:
  • «Логико-философский трактат»,
  • «Философские исследования» и др.

Анализ языка

Вопрос о природе и характере научной теории

  • «редукционистская модель»: научная теория – результат обобщения научных фактов
  • «дедуктивная модель»: научная теория – формальная конструкция, вспомогательный инструмент в познании

Проблема демаркации

  • Два способа проверки научного знания
  • верификация – процедура сведения сложных научных высказываний к простым, чувственно наглядным и очевидным (протокольным положениям)
  • фальсификация – процедура, указывающая на условия, при которых данная теория может быть опровергнута

Четвертый этап:

  • 40-50гг. 20в.;
  • Представители: У. Куайн, У. Селларс
  • задачи:
  • - критика эмпиризма,
  • - изучение логики научного объяснения,
  • - построение моделей структуры научного знания,
  • - создание общей картины мира, основанной на научных знаниях

Уиллард ван Орман Куайн (1908-1997)

  • амер. философ и логик
  • профессор Гарвардского университета
  • сторонник «научного реализма» и холизма
  • работы:
  • «Слово и объект»,
  • «Две догмы эмпиризма» и др.

Научный реализм

  • совокупность течений, объединяемых антиконвеционалистской и антиинструментальной направленностью
  • терминологический аппарат и высказывания научной теории имеют онтологический статус
  • задача философии – эвристическая - предварительная формулировка онтологических утверждений
  • основная проблема – установление ясных критериев соответствия между научными теориями и объективной реальностью

инструментализм

  • установка характерная для прагматизма
  • сознание есть средство приспособления к действительности, а не отражение объективной реальности
  • научные законы и теории – не имеют дескриптивного значения, а есть

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
761 Kb
Скачали:
0