Проблема человеческого существования
в экзистенциализме
Экзистенциализм
-
(от лат. existentia – существование)
-
философия существования;
-
философское течение, утверждающее
-
уникальность человеческого бытия,
-
и его невыразимость на языке понятий
экзистенциализм
-
«существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр)
-
интерес к антропологической проблематики
-
попытка философствовать не с позиции наблюдателя, а с позиции деятеля
-
попытка философствовать в состоянии отчуждения
-
«что такое человек и что такое подлинная экзистенция?»
Направления:
-
Религиозный, теистический, христианский
-
Атеистический, светский
Религиозный экзистенциализм
Представители религиозного экзистенциализма
-
Серен Кьеркегор (1813-1855)
-
Карл Ясперс (1883-1969)
-
Николай Бердяев (1874-1948)
-
Габриэль Марсель (1889-1973)
Кьеркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855)
-
датский теолог, философ
-
взгляды развивались в полемики с философией Гегеля и романтической теологией
-
работы:
-
«Или-или»,
-
«Страх и трепет»,
-
«Болезнь к смерти»,
-
«Философские крохи»,
-
«Стадии жизненного пути» и др.
Суть позиции
-
предмет философии – человеческая индивидуальность («Единичный»)
-
существование «Единичного» - реализация индивидуального бытия через свободный выбор
экзистенция
-
нечто внутреннее, постоянно переходящее во внешнее предметное бытие, которое есть неподлинное выражение внутреннего
-
Обретение подлинного существование предполагает путь «экзистенциальной диалектики»
стадии восхождения к подлинному существованию - «экзистенциальная диалектика»:
-
эстетическая
-
этическая («рыцарь разума»)
-
религиозная («рыцарь веры»)
-
условием перехода является отчаяние
проблемы
-
грехопадения
-
«что такое страх?»
-
«что такое подлинное христианство и, что значит, быть христианином?»
Ясперс (Jaspers) Карл(1883-1969)
-
немецкий философ
-
работы:
-
«Всеобщая психопатология»
-
«Психология мировоззрения»
-
«Истоки истории и ее цель»,
-
«Духовная ситуация времени»,
-
«Современная техника» и др.
Основные темы, проблемы и понятия
-
философия - искусство мышления
-
цель философии – осветить экзистенцию и приблизить человека к трансценденции (указать этапы трасцендирования)
-
человек и его история
-
проблема «коммуникации»
-
понятия
-
«философская вера»
-
«осевое время»
-
критика пантрагизма
В истории выделяет четыре «среза»:
-
возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;
-
возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3-5 тыс. до н.э.
-
«духовное основоположение» человечества, произошедшее в 7-2 вв. до н.э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Палестине, Персии, Греции – «ось мирового времени»
-
рождение научно-технической эры, подготовленное в Европе с конца средневековья, … получает быстрое развитие в 20в.
«ось мировой истории»
-
становление истории человечества как мировой истории (до «осевого времени» существовали локальные истории)
-
возникновение современного человека со своими представлениями об ответственности, возможностях и границах
-
идея возможности движения к новому «осевому времени», условие которого – правовое государство и отказ от любых форм тоталитаризма
«тоталитаризма»
-
впервые введен в политический лексикон в 20-е гг. идеологами итальянского фашизма (Б. Муссолини)
-
стремление в централизации власти и этатизме
-
к причинам относят опережающий процесс формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества
-
классическими аналитическими работами являются:
-
Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951)
-
Friedrich C., Brzezinski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy.
Николай Бердяев (1874-1948)
-
русский философ, публицист
-
в 1922г. за антиреволюционную деятельность выслан за границу
-
в 1947 присуждено звание доктора теологии Кембриджского ун-та
-
работы:
-
«Философия свободы»,
-
«Смысл творчества»,
-
«Философия неравенства»,
-
«Философия свободного духа»,
-
«О назначении человека» и др.
Суть позиции
-
философия не сводится к системе понятий («знание-дискурс»), а представляет собой «знание-созерцание», т.е. предполагает язык символов и мифов
-
основные символы философии – свобода и творчество
Н. Бердяев:
«Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности»
Марсель (Marcel)Габриэль (1889-1973)
-
франц. философ, драматург, критик, основоположник католического экзистенциализма
-
работы:
-
«К трагической мудрости и за ее пределы»
Суть позиции:
-
противопоставлял два радикально отличных способа существования:
-
«обладание» - форма деградации личности, погоня за мирскими благами
-
«бытие» - озарение «божественной истиной»
-
человеческое бытие немыслимо вне общения
-
«неподлинность» межличностных отношений не продукт социальных обстоятельств, а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности
Светский экзистенциализм
позиция человека, для которого по словам Ницше «Бог умер»
попытка показать
последствия атеизма
Представители светского экзистенциализма
-
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
-
Жан Поль Сартр (1905-1980)
-
Альберт Камю (1913-1960)
Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889-1976)
-
немецкий философ
-
Профессор ун-та в Марбурге и ректор ун-та во Фрайбурге
-
работы:
-
«Бытие и время»
-
«Что такое метафизика»,
-
«Вопрос о техники»,
-
«Учение Платона об истине»,
-
«Техника и поворот» и др.
М. Хайдеггер:
«Человек не философствующий – это человек спящий»
Периоды творчества: основные темы и проблемы
-
Ранний (до 1930г.)
-
феноменология Э. Гуссерля
-
задача - построения «фундаментальной онтологии»
-
Поздний (1930-1960гг.), проблемы:
-
истина
-
язык
-
события бытие
-
техника
Суть позиции
-
цель – стать «Аристотелем наших дней», т.к. рассматривает проблему бытия
-
первый шаг к поиску значения бытия – вопрос о бытие вопрошающего, т.к. проблема бытия есть модус бытия человека
Анализ человека как сущего, которое открыто бытию (экзистенциальная аналитика)
-
человек есть экзистенция
-
человеческая экзистенция не может быть определенна, т.к. есть потенциальное сущее
-
модусы экзистенции:
-
человек есть бытие-в-мире
-
человек есть бытие занятое и заинтересованное «другим»
-
человек есть бытие-в-мире, заинтересованное вещами как подручными средствами для реализации его собственных возможностей
Анализ человека как сущего, которое открыто бытию (экзистенциальная аналитика)
-
«неподлинная» экзистенция
-
- покорно соглашаться со своим членством в «другом» до степени растворения в сознании толпы
-
«подлинная» экзистенция
-
приходить к открытию самого себя как индивидуального субъекта