Философия Нового времени
Эволюция английского эмпиризма 17-18 вв.
Рационалистическая метафизика 17-18 вв.
Социально-политические учения Нового времени
Основная проблема
-
«Каков источник достоверного научного знания?»
-
«Каков основной метод получения достоверного знания?»
Эмпиризм (греч. – опыт)
-
исторически первая форма – сенсуализм (лат. – чувства, ощущения)
-
Представители:
-
Френсис Бэкон
-
Джон Локк
-
Джордж Беркли
-
Давид Юм
-
Томас Гоббс (сторонник номинализма)
Френсис Бэкон (1561-1626)
-
основатель эмпиризма
-
работа – «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон»,
-
тезис «Знание – сила»
-
основной научный метод – индукция
-
критика «идолов» познания
Джон Локк (1632-1704)
-
работа – «Опыт о человеческом разуме»
-
тезис «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»
-
разум – tabula rusa
-
два класса качеств вещей:
-
первичные
-
вторичные
Джордж Беркли (1685-1753)
-
работа – «Трактат о началах человеческого разума»
-
тезис «существовать, значит быть воспринимаемым»
-
представитель «субъективного идеализма»
Давид Юм (1711-1776)
-
Работа «Трактат о человеческой природе»
-
Сторонник агностицизма
-
Критика идеи «причинности»
Рационализм – (лат. – разум)
-
Представители
-
Рене Декарт
-
Готфрид Лейбниц
-
Бенедикт Спиноза
Рене Декарт (1596-1650)
-
Работы – «Рассуждения о методе», «Начала философии»
-
Тезис «Мыслю, следовательно, существую»
-
Основные методы познания – дедукция и интуиция
-
Правила для руководства ума
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
-
Работы – «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума»
-
Представитель пантеизма
-
Сторонник монизма и детерминизма
-
Выделил три рода познания:
-
опыт
-
рассудок и интеллект
-
интуиция
Готфрид Лейбниц (1646-1716)
-
Работы – «Монадология», «Теодицея»
-
Представитель онтологического плюрализма
-
Ввел термин «виртуальное»
-
Различал два вида знания:
-
истины факта
-
истины разума
Особенности социально-политических взглядов представителей философии Нового времени
-
терминологически зависят о средневековой традиции
-
не носят характер законченных систем
-
затрагивают частные вопросы:
-
природа государственной власти;
-
наилучшая форма правления;
-
природа собственности;
-
источник социальных изменений;
-
отношение светской и церковной власти и др.
Социально-политическое учение Т. Гоббса
-
Работы – «Левиафан», «О гражданине»
-
естественное состояние: «Война всех против всех»
-
государственное состояние: наличие власти «Суверена»
-
наилучшая форма правления: абсолютная монархия
-
природа собственности: воля и желание суверена
-
источник социальных изменений: воля и желание суверена
-
светская и церковная власть совпадают
Социально-политические идеи Д. Локка
-
Работа – «Два трактата о государственном правлении»
-
естественное состояние: наличие естественных прав
-
государственное состояние: формирование органа, гарантирующего гражданам соблюдение их естественных прав; идея разделения «властей»
-
наилучшая форма правления: конституционная монархия
-
источник социальных изменений: воля народа
-
светская и церковная власть разделены
Социально-политическое учение Жан-Жака Руссо (1712-1778)
-
Работы – «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
-
естественное состояние: отсутствие частной собственности
-
государственное состояние: формирование частной собственности и социального неравенства
-
наилучшая форма правления: зависит от размеров государства
-
идея обобществления собственности
-
идея веротерпимости