Немецкая классическая философия. Представители немецкой классической философии. Идеализм. Формы идеализма

Страницы работы

Содержание работы

Немецкая классическая философия

  1. Общая характеристика
  2. Критическая философия И. Канта: трансцендентальная теория познания и этическое учение
  3. Система абсолютного идеализма Г. Гегеля. Диалектика и ее законы. Философия истории

Представители немецкой классической философии

  • критический идеализм И. Канта
  • субъективный идеализм И. Фихте
  • объективный идеализм Ф. Шеллинга
  • абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля
  • антропологический принцип и критика религии и Л. Фейербах

Идеализм

(греч. idea - идея) - направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического

Формы идеализма

Объективный за первооснову всего сущего принимается безличный универсальный дух, имперсональное, надындивидуальное сознание

Субъективный отрицает какую-либо реальность вне индивида: реальность – плод его духовного творчества (мир есть представления)

Характерные черты немецкой классической философии

  • трактовка философии как специальной научной дисциплины
  • синтез идеализма и диалектики
  • понимание человек как культурно-историческое существа
  • В социальной философии - идеи прогресса, разума, свободы

Иммануил Кант (1724-1804)

«Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (1790)

Периоды творчества

  • Докритический – онтологическая проблематика
  • Критический – перенос акцента с объекта познания на субъект (гносеологическая проблематика)
  • «Коперниканская революция в философии»

Субъект познания

  • Трансцендентальный субъект - способность к познанию, эстетическому восприятию, моральному совершенствованию
  • Эмпирический субъект - личностно-психологические особенности

Классификация знания: по источнику происхождения и по форме суждений

  • априорное
  • (лат. a priori –
  • из предшествующего)
  • внеопытное,
  • рациональное
  • аналитические
  • тавтологии
  • предикат равен субъект

  • апостериорное
  • (лат. a posteriori –
  • из последующего)
  • опытное, эмпирическое
  • синтетические
  • расширяющие, информативные, фактуальные
  • предикат больше субъекта

Основная проблема:

  • Как возможны априорные синтетические суждения?
  • в математике
  • в естествознании
  • в метафизике
  • Условиями возможности являются:
  • в математике – пространство и время как априорные формы чувственного созерцания
  • в естествознании – понятия рассудка
  • в метафизике – идеи разума

«Критика чистого разума»

  • содержит понятия:
  • трансцендентный (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы); то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка, предмет веры
  • трансцендентальный (лат. transcendens –
  • выходящий за пределы); априорные предпосылки познания (чистый разум, пространство и время как априорные формы чувственного восприятия)

«Критика чистого разума»

«вещь в себе»

«явление»

  • «какое-то неизвестное, необходимое нечто в качестве причины наших восприятий» (Д. Юм)
  • трансцендентная, непознаваемая сущность, воздействующая на нашу чувственность (И. Кант)

  • чувственное восприятие, которому присущи пространственные и временные характеристики
  • предмет научного познания

Этическое учение И. Канта «Критика практического разума»

Условный императив

Категорический императив

  • «если…, то….»
  • Поведение, продиктованное условным императивом можно назвать легальным

  • «Поступай всегда так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом»
  • «Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Феноменология духа (1807) Наука логики (1812-16) Энциклопедия философских наук (1816)

Введение в философию «Феноменология духа»

  • ставится вопрос о преодолении индивидуальной точки зрения обыденного сознания
  • преодоление обыденного сознания возможно путем поступательного развития сознания ( индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории)

«Феноменология духа»

  • высшей формой сознания является философское, или мыслящий разум, который характеризуется рассмотрением субъективного и объективного как целого
  • использует образы раба и господина, где рабское и господское сознание рассматриваются как несовершенные формы, характеризующиеся либо абсолютной зависимостью, либо тотальным контролем.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
500 Kb
Скачали:
0