Немецкая классическая философия
-
Общая характеристика
-
Критическая философия И. Канта: трансцендентальная теория познания и этическое учение
-
Система абсолютного идеализма Г. Гегеля. Диалектика и ее законы. Философия истории
Представители немецкой классической философии
-
критический идеализм И. Канта
-
субъективный идеализм И. Фихте
-
объективный идеализм Ф. Шеллинга
-
абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля
-
антропологический принцип и критика религии и Л. Фейербах
Идеализм
(греч. idea - идея)
- направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического
Формы идеализма
Объективный
за первооснову всего сущего принимается безличный универсальный дух, имперсональное, надындивидуальное сознание
Субъективный
отрицает какую-либо реальность вне индивида: реальность – плод его духовного творчества
(мир есть представления)
Характерные черты немецкой классической философии
-
трактовка философии как специальной научной дисциплины
-
синтез идеализма и диалектики
-
понимание человек как культурно-историческое существа
-
В социальной философии - идеи прогресса, разума, свободы
Иммануил Кант (1724-1804)
«Критика чистого разума» (1781)
«Критика практического разума» (1788)
«Критика способности суждения» (1790)
Периоды творчества
-
Докритический – онтологическая проблематика
-
Критический – перенос акцента с объекта познания на субъект (гносеологическая проблематика)
-
«Коперниканская революция в философии»
Субъект познания
-
Трансцендентальный субъект - способность к познанию, эстетическому восприятию, моральному совершенствованию
-
Эмпирический субъект - личностно-психологические особенности
Классификация знания: по источнику происхождения и по форме суждений
-
априорное
-
(лат. a priori –
-
из предшествующего)
-
внеопытное,
-
рациональное
-
аналитические
-
тавтологии
-
предикат равен субъект
-
апостериорное
-
(лат. a posteriori –
-
из последующего)
-
опытное, эмпирическое
-
синтетические
-
расширяющие, информативные, фактуальные
-
предикат больше субъекта
Основная проблема:
-
Как возможны априорные синтетические суждения?
-
в математике
-
в естествознании
-
в метафизике
-
Условиями возможности являются:
-
в математике – пространство и время как априорные формы чувственного созерцания
-
в естествознании – понятия рассудка
-
в метафизике – идеи разума
«Критика чистого разума»
-
содержит понятия:
-
трансцендентный (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы); то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка, предмет веры
-
трансцендентальный (лат. transcendens –
-
выходящий за пределы); априорные предпосылки познания (чистый разум, пространство и время как априорные формы чувственного восприятия)
«Критика чистого разума»
«вещь в себе»
«явление»
-
«какое-то неизвестное, необходимое нечто в качестве причины наших восприятий» (Д. Юм)
-
трансцендентная, непознаваемая сущность, воздействующая на нашу чувственность (И. Кант)
-
чувственное восприятие, которому присущи пространственные и временные характеристики
-
предмет научного познания
Этическое учение И. Канта «Критика практического разума»
Условный
императив
Категорический императив
-
«если…, то….»
-
Поведение, продиктованное условным императивом можно назвать легальным
-
«Поступай всегда так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом»
-
«Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Феноменология духа (1807)
Наука логики
(1812-16)
Энциклопедия философских наук
(1816)
Введение в философию «Феноменология духа»
-
ставится вопрос о преодолении индивидуальной точки зрения обыденного сознания
-
преодоление обыденного сознания возможно путем поступательного развития сознания ( индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории)
«Феноменология духа»
-
высшей формой сознания является философское, или мыслящий разум, который характеризуется рассмотрением субъективного и объективного как целого
-
использует образы раба и господина, где рабское и господское сознание рассматриваются как несовершенные формы, характеризующиеся либо абсолютной зависимостью, либо тотальным контролем.