диалектический метод Гегеля «Наука логики»
-
познание есть процесс, имеющий триадический характер:
-
познание начинается с чувственного восприятия (тезис);
-
необходима скептическая критика чувственности, осознается субъективный характер чувственного восприятия (антитезис);
-
осознается, что объективные и субъективные аспекты в познании образуют целостность =>
-
никакое знание не является всецело истинным или ложным, любая истина относительна
Г. В. Ф. Гегель:
«Истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение»
Диалектика
-
античное значение: диалектика –искусство ведения спора или ведения беседы (термин использовался Гераклитом и Сократом);
-
современное значение: диалектика –учение о развитии (разработано Гегелем)
-
при анализе феномена развития, возникают вопросы:
-
каков источник развития?
-
каков механизм развития?
-
каково направление развития?
Законы диалектики
-
закон единства и борьбы противоположностей
-
закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
-
закон отрицания отрицания
Диалектика
-
две формы:
-
идеалистическая диалектика (гегелевская); развитие сферы духа, сознания
-
материалистическая диалектика (марксиская); развитие природы и общества
Система Гегеля «Энциклопедия философских наук»
-
ставится задача построить такую философскую систему внутри которой нашло бы объяснение любое частное явление
Система
-
имеет триадическую структуру:
-
а) логика: учение о бытие (онтология), учение о сущности, учение о понятиях (субъективная логика);
-
б) натурфилософия: физику, органику, механика;
-
в) философия духа:
-
философию субъективного духа (онтология, психология, феноменология);
-
философию объективного духа (учение о праве, нравственности и государстве);
-
философию абсолютного духа (искусство, религия, философия)
Система
-
делает выводы:
-
в онтологическом аспекте: мир не является совокупностью единичных вещей, единичное не обладает подлинным бытием, Мир – это целостное единство
-
в гносеологическом аспекте: никакое знание не является истинным, если не рассматривается относительного целого.
Вывод:
-
в комментирующей литературе считается, что метод и система Гегеля находятся в противоречии:
-
с одной стороны, согласно методу, познание – это бесконечный процесс,
-
с другой, согласно системе, возможно целостное знание о мире
Философия истории «Очерки философии права» (1821)
-
Общая мировая история - процесс самосознания мирового духа (Абсолюта)
-
Цель мировой истории - осознание свободы
Философия истории
-
В истории развития мирового духа выделяет три этапа:
-
этап развития истории, где свободой обладает один (восточные общества – деспотия);
-
где свободой обладают некоторые (рабовладельческая демократия);
-
мир, где свободой обладает каждый, (Германия, для которой характерна конституционная монархия)
Философия истории
-
Субъект (движущая сила истории)
-
национальный дух, который в лице либо отдельной исторической личности, либо отдельной нации выполняет в истории роль Мессии,
-
«мыслящие люди, понимающие то, что нужно и своевременно», через которых действует мировой дух,
-
судьба субъектов мировой истории трагична
Философия истории
-
«воспроизводящие индивиды» составляют пассивную часть мировой истории, преследуют эгоистические, корыстные цели и могут быть подведены под категорию «средств»
Философия истории
-
понятие «хитрость разума»:
-
под внешним хаосом индивидуальных явлений скрывается сущностный порядок и закономерность;
-
Мировой разум через свою хитрость направляет историю окольным путем, побуждая людей – эгоистов, как им кажется, добровольно и свободно содействовать тем целям, которые они по своей воле не стали бы преследовать
Философия истории
-
отношения между государствами регулируются договором и правом, если таковые отсутствуют, то высшим арбитром является война.
-
война - необходимый, разумный исторический феноменом, заставляющий:
-
понять конечный характер настоящего
-
предотвращает застой в обществе
-
сохраняет нравственное здоровье нации, т. к. позволяет проявить моральные качества.