Современность как предмет философского анализа
постмодернизм
«модерн»
-
эпоха в истории искусства, художественный стиль конца 19-20вв.
-
исторический период с Нового времени до 20 века
«модерн»
«постмодернизм»
-
то, что следует после модерна
-
специфическая социокультурная, интеллектуальная, эстетическая ситуация сложившаяся с середины 60-х гг. 20 века
-
Первоисточники – работы Жана Франсуа Лиотара
Философско-теоретические источники постмодернизма
-
«постмодернизм» Ж. Лиотара
-
«деконструкция» Жака Деррида
-
теория дискурса и генеалогия власти Мишеля Фуко
-
«методологический анархизм» Пола Фейерабенда
Философско-теоретические источники постмодернизма
-
«деконструкция метафизики» Мартина Хайдеггера
-
«ризоматика» Жиля Делёза и Феликса Гваттари
-
постфрейдовский психоанализ Жака Лакана
-
Понятие «симулякра» Жана Бодрийара
-
идеи данных авторов в философии получили название «постструктурализм»
структурализм
-
общее название для ряда направлений в гуманитарном познании 20 века
-
поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает «ключ» к познанию данных областей
-
представители: Ф. де Соссюр, Ю.М.Лотман, К. Леви-Строс и др.
Фердинанд де Соссюр (Saussure) (1857-1913)
-
швейцарский лингвист
-
основоположник семиологии и структурной лингвистики
-
работы:
-
«Курс общей лингвистики»,
Семиология Ф. де Соссюра
-
язык есть знаковая или семиологическая (от лат. сема – знак) системы
-
язык – особое социальное явление, т.е. не основан на естественном положении вещей
-
языковое символы не похожи на то, что они должны обозначать
-
фундаментальный закон языка: «один член никогда сам по себе ничего не значит», т.е. языковые знаки имеют смысл лишь во взаимодействии друг с другом, и в силу своих отличий
-
различает «язык» и «речь», «знак» и «символ»
Семиология Ф. де Соссюра различие «языка» и «речи»
-
«язык» (la langue)
-
общий для всех говорящих набор средств, используемый для построения фраз на данном языке
-
«речь» (la parole)
-
конкретное высказывание индивидуального носителя языка
Семиология Ф. де Соссюра различие «знака» и «символа»
-
«знак» (языковой)
-
состоит из означающего и означаемого;
-
произвольность знака может быть абсолютной и относительной
-
«символ»
-
«знак», характеризующийся тем, что он всегда не до конца произволен;
-
в нем присутствует рудимент естественной связи между означающим и означаемым
Этапы развития структурализма
-
становление метода – прежде всего в структурной лингвистике
-
более широкое распространение метода
-
размывание метода в результате включения его во вненаучные контексты
-
критика и самокритика, переход к постструктурализму
Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (р.1924)
-
франц. философ
-
преподавал философию в ун-тах Парижа (Сорбонна, Нантер), Канады и США
-
работы:
-
«Ответ на вопрос: что такое постмодернизм»,
-
«Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме»,
-
«Заметки о смысле «Пост»
Выдвигает гипотезу
-
«…по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания»
-
любое знание есть «языковая игра»
-
структура языковой игры определятся соотношением денотативных, перформативных и перскриптивных высказываний
высказывания
-
денотативные – что-либо констатируют
-
перформативные – являются исполнение какого-либо действия
-
перскриптивные – предписывают действие получателю информации
Выявляет различие форм знания
-
ненаучное -
-
денотативные, перформативные и перскриптивные высказывания образуют единое целое
-
легитимность не является проблемой
-
научное –
-
обосновывает достоверность денотативных высказываний
-
их легитимность является проблемой
«ризоматика» Жиля Делёза и Феликса Гваттари
-
«ризома» - корневая система, где отсутствует деление на «главное» и «второстепенное»
Критика «мышления идентичности» и акцент на дифференции Критика «метафизики» и «смерть субъекта» «серийная событийность» вместо «события бытия»
Критика основных концептов (идей) классической западной
философии
Критика «мышления идентичности» и акцент на дифференции
-
модернизм
-
утверждал идею тождества бытия и мышления, т.к. «бесформенная», «хаотическая» реальность не познаваема
-
постмодернизм
-
на первый план выдвигает идею различия/дифференции, при этом «правильно» мыслить различия – это не держать «перед взором» идею целого
Критика «метафизики» и «смерть субъекта»
-
модернизм
-
субъект является автором своих высказываний, идей;
-
идея возможности обладание «истиной»
-
постмодернизм
-
субъект всегда включен в определенный контекст;
-
любое авторство есть прежде всего идеология;
-
конец идеологии означает «смерть субъекта»
«серийная событийность» вместо «события бытия»
-
модернизм
-
событие не всякое происшествие, а лишь нечто значимое и наполненное глубоким смыслом,
-
необходим поиск «первосмысла»
-
постмодернизм
-
событие это любой телесно-жизненный акт, который самодостаточен и не нуждается в поиске основания
-
отказ от поиска «первосмысла», т.е. основания
Социальное эстетическое интеллектуальное измерения