параметры трансформации
Социальное измерение
-
«исчезновение социального» и симуляция
-
общество переориентируется с производства материальных вещей на производство нематериальных знаков
-
Социальное пространство западных обществ описывается с помощью понятия «симуляция»
«симулякр»
-
от лат. simulacrum, idola, phantasma
-
«видимость», «подобие»
-
понятие восходит к Платону, согласно которому имеется идеальная модель-оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания-симулякры
«симулякр» (Ж. Бодрийар)
-
понятие подчеркивает творческую природу человека – творчество образов, далеких от подобия вещей и выражающих состояние души человека (надежды, страхи и способы видения и др.)
-
современная реальность носит симулятивный характер
Бодрийар (Baudrillard) Жан (р. 1929)
-
франц. социолог и философ
-
профессор социологии в Парижском ун-те
-
работы:
-
«Система вещей»,
-
«О соблазне»,
-
«О совращении» и др.
Эстетическое измерение
-
отсутствие идейного (политического, культурного) «кредо»
-
принципиальный эклектизм (смешение стилей, направлений)
-
рефлективность
-
стирание различие между «высокой» и «массовой» культурой
Интеллектуальное измерение
-
выдвигается тезис: «Всякое знание есть в конечном итоге наррация»
-
наррация – (от франц. – повествование, рассказ)
-
отказ от метанарраций
Фуко (Foucault) Мишель (1926-1984)
-
франц. философ, историк культуры
-
Преподавал в ун-тах Парижа, Гамбурга, Варшавы и др.
-
работы:
-
«Слова и вещи: Археология гуманитарных наук»,
-
«Археология знания»,
-
«История безумия в классическую эпоху»
«Археология знания»
-
новый подход к истории, предполагающий отказ от идей кумулятивного развития знания (прогресс познания через накопления фактов), в основе которого лежит идея надежного наблюдателя (трансцендентального субъекта)
-
предмет археологии не натуралистические вещи и не познающий субъект, а способы «построения» предметов познания и социальной практики
«Археология знания»
-
содержит понятие «эпистема» - общие поля мыслительных возможностей той или иной эпохи, в основе которых лежит определенный тип знаковой связи, соотношение «слов» и «вещей»
-
выделяет три эпистемы в европейской культуре Нового времени:
-
Ренессансная («тождество»)
-
Классический рационализм (опосредует мышлением)
-
Конец 18 века (опосредует социальные практики)
«Безумие и цивилизация»
-
археология знания в сфере психиатрии (понятие «безумие»)
-
критикует идею гуманитарного прогресса в медицине
-
развитие медицины есть процесс возрастания способности здравомыслящих людей и их агентов (врачей, психологов и психиатров) угнетать сумасшедших
-
современная эпоха характеризуется наиболее репрессивными формами контроля (замена внешнего внутренним)
-
медицина рассматривается как «предтеча» гуманитарных наук
«Рождение клиники»
-
до 19 века медицина была наукой о классификации (упорядоченной системе) болезней
-
с 19 в. заболевания начинают исследоваться не только в индивидуальной, но и коллективных формах (эпидемии)
-
одновременное медицина распространяться на здоровых людей в виде профилактики заболеваний
-
принятое в медицине нормативное разделение здоровых и больных было перенесено в гуманитарные науки
-
«великим прорывом» в западной медицине стало возникновение клиники
-
Предметом научного знания и практики стала не сущность заболевания, а люди (т.е. произошло изменение эпистем)
«Дисциплина и наказание» («Надзор и наказание»)
-
рассматривает период между 1757-1830гг., когда пытки заключенных были заменены контролем тюремных правил
-
критикует представление о гуманизации обращения с преступниками
-
наказание становиться более рационализированным (переход от наказания тела к наказанию души, система наказаний становится все более регулярной, эффективной)
Понятие «дискурс»
-
(от греч. – путь, изложение, рассказ; лат. discoursus – беседа, аргумент, разговор; франц. discourse - речь)
-
многозначное понятие:
-
в классической философии – характеристика последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывание мышления в понятиях и суждениях, в противоположность интуитивному схватыванию целого
«дискурс» (М. Фуко)
-
характеристика особой ментальности или идеологии, которые выражены в тексте (разговор, диалог, письмо и др.) обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты
-
понятие требующее соответствующего определения: «политический», «научный», «философский» дискурс (включая исторический аспект, например, «советский политический дискурс»)
«генеалогия власти»
-
Фуко выделяет три инструмента дисциплинарной власти:
-
иерархическое наблюдение за тем, что контролируется;
-
способность выносить нормализирующие приговоры и наказывать тех, кто нарушает нормы;
-
использование результатов наблюдения за людьми и вынесение относительно их нормализирующих приговоров
-
дисциплинарная власть имеет положительные последствия (церковь, армия, промышленность) и отрицательные (образование, медицина, семья)