параметры трансформации
Социальное измерение
- 
«исчезновение социального» и симуляция
 
- 
общество переориентируется с производства материальных вещей на производство нематериальных знаков
 
- 
Социальное пространство западных обществ описывается с помощью понятия «симуляция»
 
«симулякр»
- 
от лат. simulacrum, idola, phantasma
 
- 
«видимость», «подобие»
 
- 
понятие восходит к Платону, согласно которому имеется идеальная модель-оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания-симулякры
 
«симулякр» (Ж. Бодрийар) 
- 
понятие подчеркивает творческую природу человека – творчество образов, далеких от подобия вещей и выражающих состояние души человека (надежды, страхи и способы видения и др.)
 
- 
современная реальность носит симулятивный характер
 
Бодрийар (Baudrillard) Жан  (р. 1929)
- 
франц. социолог и философ
 
- 
профессор социологии в Парижском ун-те
 
- 
работы:
 
- 
«Система вещей»,
 
- 
«О соблазне»,
 
- 
«О совращении» и др.
 

Эстетическое измерение
- 
отсутствие идейного (политического, культурного) «кредо»
 
- 
принципиальный эклектизм (смешение стилей, направлений)
 
- 
рефлективность
 
- 
стирание различие между «высокой» и «массовой» культурой
 
Интеллектуальное измерение
- 
выдвигается тезис: «Всякое знание есть в конечном итоге наррация»
 
- 
наррация – (от франц. – повествование, рассказ)
 
- 
отказ от метанарраций
 
Фуко (Foucault) Мишель  (1926-1984)
- 
франц. философ, историк культуры
 
- 
Преподавал в ун-тах Парижа, Гамбурга, Варшавы и др.
 
- 
работы:
 
- 
«Слова и вещи: Археология гуманитарных наук»,
 
- 
«Археология знания»,
 
- 
«История безумия в классическую эпоху»
 

«Археология знания»
- 
новый подход к истории, предполагающий отказ от идей кумулятивного развития знания (прогресс познания через накопления фактов), в основе которого лежит идея надежного наблюдателя (трансцендентального субъекта)
 
- 
предмет археологии не натуралистические вещи и не познающий субъект, а способы «построения» предметов познания и социальной практики
 
«Археология знания»
- 
содержит понятие «эпистема» - общие поля мыслительных возможностей той или иной эпохи, в основе которых лежит определенный тип знаковой связи, соотношение «слов» и «вещей»
 
- 
выделяет три эпистемы в европейской культуре Нового времени:
 
- 
Ренессансная («тождество»)
 
- 
Классический рационализм (опосредует мышлением)
 
- 
Конец 18 века (опосредует социальные практики)
 
«Безумие и цивилизация»
- 
археология знания в сфере психиатрии (понятие «безумие»)
 
- 
критикует идею гуманитарного прогресса в медицине
 
- 
развитие медицины есть процесс возрастания способности здравомыслящих людей и их агентов (врачей, психологов и психиатров) угнетать сумасшедших
 
- 
современная эпоха характеризуется наиболее репрессивными формами контроля (замена внешнего внутренним)
 
- 
медицина рассматривается как «предтеча» гуманитарных наук
 
«Рождение клиники»
- 
до 19 века медицина была наукой о классификации (упорядоченной системе) болезней
 
- 
с 19 в. заболевания начинают исследоваться не только в индивидуальной, но и коллективных формах (эпидемии)
 
- 
одновременное медицина распространяться на здоровых людей в виде профилактики заболеваний
 
- 
принятое в медицине нормативное разделение здоровых и больных было перенесено в гуманитарные науки
 
- 
«великим прорывом» в западной медицине стало возникновение клиники
 
- 
Предметом научного знания и практики стала не сущность заболевания, а люди (т.е. произошло изменение эпистем)
 
«Дисциплина и наказание»  («Надзор и наказание»)
- 
рассматривает период между 1757-1830гг., когда пытки заключенных были заменены контролем тюремных правил
 
- 
критикует представление о гуманизации обращения с преступниками
 
- 
наказание становиться более рационализированным (переход от наказания тела к наказанию души, система наказаний становится все более регулярной, эффективной)
 
Понятие «дискурс»
- 
(от греч. – путь, изложение, рассказ; лат. discoursus – беседа, аргумент, разговор; франц. discourse - речь)
 
- 
многозначное понятие:
 
- 
в классической философии – характеристика последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывание мышления в понятиях и суждениях, в противоположность интуитивному схватыванию целого
 
«дискурс» (М. Фуко)
- 
характеристика особой ментальности или идеологии, которые выражены в тексте (разговор, диалог, письмо и др.) обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты
 
- 
понятие требующее соответствующего определения: «политический», «научный», «философский» дискурс (включая исторический аспект, например, «советский политический дискурс»)
 
«генеалогия власти»
- 
Фуко выделяет три инструмента дисциплинарной власти:
 
- 
иерархическое наблюдение за тем, что контролируется;
 
- 
способность выносить нормализирующие приговоры и наказывать тех, кто нарушает нормы;
 
- 
использование результатов наблюдения за людьми и вынесение относительно их нормализирующих приговоров
 
- 
дисциплинарная власть имеет положительные последствия (церковь, армия, промышленность) и отрицательные (образование, медицина, семья)