Современность как предмет философского анализа
постмодернизм
«модерн»
- 
эпоха в истории искусства, художественный стиль конца 19-20вв.
 
- 
исторический период с Нового времени до 20 века
 
«модерн»






«постмодернизм»
- 
то, что следует после модерна
 
- 
специфическая социокультурная, интеллектуальная, эстетическая ситуация сложившаяся с середины 60-х гг. 20 века
 
- 
Первоисточники – работы Жана Франсуа Лиотара
 
Философско-теоретические источники постмодернизма
- 
«постмодернизм» Ж. Лиотара
 
- 
«деконструкция» Жака Деррида
 
- 
теория дискурса и генеалогия власти Мишеля Фуко
 
- 
«методологический анархизм» Пола Фейерабенда
 
Философско-теоретические источники постмодернизма
- 
«деконструкция метафизики» Мартина Хайдеггера
 
- 
«ризоматика» Жиля Делёза и Феликса Гваттари
 
- 
постфрейдовский психоанализ Жака Лакана
 
- 
Понятие «симулякра» Жана Бодрийара
 
- 
идеи данных авторов в философии получили название «постструктурализм»
 
структурализм
- 
общее название для ряда направлений в гуманитарном познании 20 века
 
- 
поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает «ключ» к познанию данных областей
 
- 
представители: Ф. де Соссюр, Ю.М.Лотман, К. Леви-Строс и др.
 
Фердинанд де Соссюр (Saussure)  (1857-1913)  
- 
швейцарский лингвист
 
- 
основоположник семиологии и структурной лингвистики
 
- 
работы:
 
- 
«Курс общей лингвистики»,
 

Семиология Ф. де Соссюра
- 
язык есть знаковая или семиологическая (от лат. сема – знак) системы
 
- 
язык – особое социальное явление, т.е. не основан на естественном положении вещей
 
- 
языковое символы не похожи на то, что они должны обозначать
 
- 
фундаментальный закон языка: «один член никогда сам по себе ничего не значит», т.е. языковые знаки имеют смысл лишь во взаимодействии друг с другом, и в силу своих отличий
 
- 
различает «язык» и «речь», «знак» и «символ»
 
Семиология Ф. де Соссюра различие «языка» и «речи»
- 
«язык» (la langue)
 
- 
общий для всех говорящих набор средств, используемый для построения фраз на данном языке
 
- 
«речь» (la parole)
 
- 
конкретное высказывание индивидуального носителя языка
 
Семиология Ф. де Соссюра различие «знака» и «символа»
- 
«знак» (языковой)
 
- 
состоит из означающего и означаемого;
 
- 
произвольность знака может быть абсолютной и относительной
 
- 
«символ»
 
- 
«знак», характеризующийся тем, что он всегда не до конца произволен;
 
- 
в нем присутствует рудимент естественной связи между означающим и означаемым
 
Этапы развития структурализма
- 
становление метода – прежде всего в структурной лингвистике
 
- 
более широкое распространение метода
 
- 
размывание метода в результате включения его во вненаучные контексты
 
- 
критика и самокритика, переход к постструктурализму
 
Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (р.1924)

- 
франц. философ
 
- 
преподавал философию в ун-тах Парижа (Сорбонна, Нантер), Канады и США
 
- 
работы:
 
- 
«Ответ на вопрос: что такое постмодернизм»,
 
- 
«Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме»,
 
- 
«Заметки о смысле «Пост»
 
Выдвигает гипотезу
- 
«…по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания»
 
- 
любое знание есть «языковая игра»
 
- 
структура языковой игры определятся соотношением денотативных, перформативных и перскриптивных высказываний
 
высказывания
- 
денотативные – что-либо констатируют
 
- 
перформативные – являются исполнение какого-либо действия
 
- 
перскриптивные – предписывают действие получателю информации
 
Выявляет различие форм знания
- 
ненаучное -
 
- 
денотативные, перформативные и перскриптивные высказывания образуют единое целое
 
- 
легитимность не является проблемой
 
- 
научное –
 
- 
обосновывает достоверность денотативных высказываний
 
- 
их легитимность является проблемой
 
«ризоматика» Жиля Делёза и Феликса Гваттари
- 
«ризома» - корневая система, где отсутствует деление на «главное» и «второстепенное»
 

Критика «мышления идентичности» и акцент на дифференции Критика «метафизики» и «смерть субъекта» «серийная событийность» вместо «события бытия»
Критика основных концептов (идей) классической западной
философии
Критика «мышления идентичности» и акцент на дифференции
- 
модернизм
 
- 
утверждал идею тождества бытия и мышления, т.к. «бесформенная», «хаотическая» реальность не познаваема
 
- 
постмодернизм
 
- 
на первый план выдвигает идею различия/дифференции, при этом «правильно» мыслить различия – это не держать «перед взором» идею целого
 
Критика «метафизики» и  «смерть субъекта»
- 
модернизм
 
- 
субъект является автором своих высказываний, идей;
 
- 
идея возможности обладание «истиной»
 
- 
постмодернизм
 
- 
субъект всегда включен в определенный контекст;
 
- 
любое авторство есть прежде всего идеология;
 
- 
конец идеологии означает «смерть субъекта»
 
«серийная событийность»  вместо «события бытия»
- 
модернизм
 
- 
событие не всякое происшествие, а лишь нечто значимое и наполненное глубоким смыслом,
 
- 
необходим поиск «первосмысла»
 
- 
постмодернизм
 
- 
событие это любой телесно-жизненный акт, который самодостаточен и не нуждается в поиске основания
 
- 
отказ от поиска «первосмысла», т.е. основания
 
Социальное  эстетическое интеллектуальное  измерения