Философия жизни
Философия жизни
-
Направление в немецкой и французской философии;
-
Вторая половина XIXв. - начало XXв.;
-
Ключевое понятие «жизнь» - многозначное и неопределенное;
-
Жизнь – процесс непрерывного творческого становления
Представители:
-
Шопенгауэр А.
-
Ницше Ф.
-
Дильтей В.
-
Бергсон А.
-
Шпенглер О.
Артур Шопенгауэр
-
1788-1860гг.
-
Работы:
-
- «О четверояком корне закона достаточного основания»,
-
- «Жизнь как воля и представление»,
-
- «О свободе человеческой воли»
Сам Шопенгауэр указывает на три источника своего учения:
-
философия «Божественного» Платона …;
-
учение «изумительного» Канта …;
-
древне-индийское произведение религиозно-философского характера «Упанишада» …
«О четверояком корне закона достаточного основания»
-
докторская диссертация;
-
содержит критику идей Аристотеля, Лейбница и Канта;
-
делается вывод: принцип причинности и закон достаточного основания применим к феноменальному миру, т.е. миру опыта, и не применим к миру «вещей в себе», т.е. к сущности мира
«Мир как воля и представление»
-
основа: индуистское учение о Майи, где все индивидуальные объекты и субъекты – это видимость;
-
задает вопрос: «что есть реальность, лежащая за покровом Майи?»;
-
ответ: сущность мира – есть воля, основной атрибут которой –свобода;
-
путь к пониманию данный истин – внутреннее созерцание, т.е. интуиция;
-
каждое индивидуальное существо есть объективация единой пра-воли;
-
мир есть поле сражений, конфликтов, борьбы, страданий;
-
задает вопрос: «возможно ли освобождение от напряжения воли?»;
-
ответ:
Два способа освобождения от рабства воли:
-
путь эстетического созерцания, путь искусства;
-
путь этического совершенствования, путь аскетизма
Трансцендентальный волюнтаристический идеализм
-
Идеализм, т.к. мир есть представления;
-
Волюнтаризм, т.к. суть мира отождествляется с воле;
-
Трансцендентальный, т.к. индивидуальная воля есть проявление абсолютной воли
Фридрих Ницше (1844-1900)
Работы:
-
Первого периода – «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные мысли»;
-
Второго периода – «Человеческое слишком человеческое», «Утренняя звезда», «Веселая наука»;
-
Третьего периода – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали»;
-
Позднего периода – «Сумерки идолов», «Ессе Homo», «Антихрист»
«Рождение трагедии из духа музыки»
-
выявил два начала культуры:
-
дионисийское – свободная игра жизненных сил
-
аполлоновское – размеренность, оформленность, рациональность
-
подлинная культура – досократическая греческой трагедия - единство аполлоновского и дионисийского начала
-
Современная культура – подавление дионисийского начала «разумом»
Поздний период
-
идея «сверхчеловека» …
-
теория «воли к власти» …
-
идея «вечного возвращения» …
Под влиянием идей Ницше находились:
-
З. Фрейд
-
Ж.-П. Сартр
-
С.Цвейг
-
Г. Гессе
-
Т. Манн и др.
Анри Бергсон (1859-1941)
-
франц. философ, лауреат Нобелевской премии
-
работы:
-
«Творческая эволюция»,
-
«Два источника морали и религии»
«Творческая эволюция»
-
сравнительный анализ науки и религии:
-
наука – …
-
философия - …
-
понятие «эволюция» - (от лат. развертывание) – процесс изменения; постепенное и непрерывное развертывание возможностей
-
формы эволюции: физическая .., теологическая .., творческая …
«Два источника морали и религии»
-
Выделяет два типа общества:
-
закрытые - …
-
открытые - …
Освальд Шпенглер (1880-1936)
-
нем. историк и философ, основатель философии культуры
-
работы:
-
«Очерки морфологии культуры».
-
«Причинность и судьба. Закат Европы»
«Очерки …»
-
морфология – учение о формах (культурные и духовные образования – искусство, религия, наука, мораль, философия);
-
метод изучения форм – аналогия, т.е. сравнение;
-
утверждается равноправие типов культур;
-
в человеческой культуре выделяет 8 культур:
-
майи, вавилонская, египетская, китайская, греко-римская, западноевропейская, индийская, византийско-арабская, ожидается рождение новой – русско-сибирской
-
каждая культура имеет свою душу:
Культуры:
-
античная греко-римская - …
-
западноевропейская – …
-
византийско-арабская - …
«Закат Европы»:
-
различает понятия:
-
культура – результат духовного волеизъявления народа; естественное состояние; исторически сложившаяся целостность
-
цивилизация – совокупность материальных и технических достижений; состояние искусственное
-
Выдвигает закономерность: вступление общества в фазу цивилизации означает гибель культуры
к основным признакам цивилизации относит:
-
появление мировых городов – мегаполисов; все остальные города – провинции;
-
вместо народа – городская масса;
-
главный фактор – деньги; основной критерий стратификации – имущественная обеспеченность;
-
мировые войны за пределами мира;
-
В философии господство скептицизма
-
специфические искусственные религии – например, христианство
Работы Шпенглера стимулировали:
-
изучение локальных культур;
-
поиск единства между разными культурами;
-
изучение роли и влияния техники на культуру
Вильгельм Дильтей (1833-1911)
-
нем. философ культуры, представитель герменевтики
-
работы:
-
«Введение в науки о духе»,
-
«Описательная психология»,
-
Познание реального мира в науках о духе»
Произведения содержат понятия и положения:
-
Разделил науки на два класса: «науки о природе» и «науки о духе»
-
Предложил заменить «познающий субъект» на «целостный человек»;
-
Выдвинул тезис: «Природу мы объясняем, духовную жизнь понимаем»
Методы постижения мира:
-
объяснение – раскрытие изучаемого объекта, его законов путем восхождения от частного к общему; подведение единичного случая под общий закон
-
описание – расчленение сплетенных между собой уровней душевной жизни; упорядоченное изложение обстоятельств какого-либо события с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом (дескрипция)
-
понимание – процесс, в котором на основе внешних, чувственных данных, постигается внутреннее;
-
различие не носит абсолютного характера, должны использоваться как взаимодополняющие
два вида «понимания»:
-
понимание собственного внутреннего мира, постигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдение);
-
понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатия)
Философия культуры
-
Философское осмысление культуры как специфического феномена (широкое значение);
-
Направление европейской философии кон. 19в. – пер. пол. 20в. (узкий смысл)
Три основных аспекта философии культуры:
-
методологический – философия культуры выступает как методология «наук о духе»: неокантианство, В. Дильтей, А. Бергсон
-
социально-критический – философия культуры есть форма критики современной европейской цивилизации: О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х.-А. Ортега-и-Гассет
-
теоретико-систематический – построение универсальной теории культуры: работы О. Шпенглер, А. Тойнби