Философия жизни. О четверояком корне закона достаточного основания. Трансцендентальный волюнтаристический идеализм

Страницы работы

Содержание работы

Философия жизни

Философия жизни

  • Направление в немецкой и французской философии;
  • Вторая половина XIXв. - начало XXв.;
  • Ключевое понятие «жизнь» - многозначное и неопределенное;
  • Жизнь – процесс непрерывного творческого становления

Представители:

  • Шопенгауэр А.
  • Ницше Ф.
  • Дильтей В.
  • Бергсон А.
  • Шпенглер О.

Артур Шопенгауэр

  • 1788-1860гг.
  • Работы:
  • - «О четверояком корне закона достаточного основания»,
  • - «Жизнь как воля и представление»,
  • - «О свободе человеческой воли»

Сам Шопенгауэр указывает на три источника своего учения:

  • философия «Божественного» Платона …;
  • учение «изумительного» Канта …;
  • древне-индийское произведение религиозно-философского характера «Упанишада» …

«О четверояком корне закона достаточного основания»

  • докторская диссертация;
  • содержит критику идей Аристотеля, Лейбница и Канта;
  • делается вывод: принцип причинности и закон достаточного основания применим к феноменальному миру, т.е. миру опыта, и не применим к миру «вещей в себе», т.е. к сущности мира

«Мир как воля и представление»

  • основа: индуистское учение о Майи, где все индивидуальные объекты и субъекты – это видимость;
  • задает вопрос: «что есть реальность, лежащая за покровом Майи?»;
  • ответ: сущность мира – есть воля, основной атрибут которой –свобода;
  • путь к пониманию данный истин – внутреннее созерцание, т.е. интуиция;
  • каждое индивидуальное существо есть объективация единой пра-воли;
  • мир есть поле сражений, конфликтов, борьбы, страданий;
  • задает вопрос: «возможно ли освобождение от напряжения воли?»;
  • ответ:

Два способа освобождения от рабства воли:

  • путь эстетического созерцания, путь искусства;
  • путь этического совершенствования, путь аскетизма

Трансцендентальный волюнтаристический идеализм

  • Идеализм, т.к. мир есть представления;
  • Волюнтаризм, т.к. суть мира отождествляется с воле;
  • Трансцендентальный, т.к. индивидуальная воля есть проявление абсолютной воли

Фридрих Ницше (1844-1900)

Работы:

  • Первого периода – «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные мысли»;
  • Второго периода – «Человеческое слишком человеческое», «Утренняя звезда», «Веселая наука»;
  • Третьего периода – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали»;
  • Позднего периода – «Сумерки идолов», «Ессе Homo», «Антихрист»

«Рождение трагедии из духа музыки»

  • выявил два начала культуры:
  • дионисийское – свободная игра жизненных сил
  • аполлоновское – размеренность, оформленность, рациональность
  • подлинная культура – досократическая греческой трагедия - единство аполлоновского и дионисийского начала
  • Современная культура – подавление дионисийского начала «разумом»

Поздний период

  • идея «сверхчеловека» …
  • теория «воли к власти» …
  • идея «вечного возвращения» …

Под влиянием идей Ницше находились:

  • З. Фрейд
  • Ж.-П. Сартр
  • С.Цвейг
  • Г. Гессе
  • Т. Манн и др.

Анри Бергсон (1859-1941)

  • франц. философ, лауреат Нобелевской премии
  • работы:
  • «Творческая эволюция»,
  • «Два источника морали и религии»

«Творческая эволюция»

  • сравнительный анализ науки и религии:
  • наука – …
  • философия - …
  • понятие «эволюция» - (от лат. развертывание) – процесс изменения; постепенное и непрерывное развертывание возможностей
  • формы эволюции: физическая .., теологическая .., творческая …

«Два источника морали и религии»

  • Выделяет два типа общества:
  • закрытые - …
  • открытые - …

Освальд Шпенглер (1880-1936)

  • нем. историк и философ, основатель философии культуры
  • работы:
  • «Очерки морфологии культуры».
  • «Причинность и судьба. Закат Европы»

«Очерки …»

  • морфология – учение о формах (культурные и духовные образования – искусство, религия, наука, мораль, философия);
  • метод изучения форм – аналогия, т.е. сравнение;
  • утверждается равноправие типов культур;
  • в человеческой культуре выделяет 8 культур:
  • майи, вавилонская, египетская, китайская, греко-римская, западноевропейская, индийская, византийско-арабская, ожидается рождение новой – русско-сибирской
  • каждая культура имеет свою душу:

Культуры:

  • античная греко-римская - …
  • западноевропейская – …
  • византийско-арабская - …

«Закат Европы»:

  • различает понятия:
  • культура – результат духовного волеизъявления народа; естественное состояние; исторически сложившаяся целостность
  • цивилизация – совокупность материальных и технических достижений; состояние искусственное
  • Выдвигает закономерность: вступление общества в фазу цивилизации означает гибель культуры

к основным признакам цивилизации относит:

  • появление мировых городов – мегаполисов; все остальные города – провинции;
  • вместо народа – городская масса;
  • главный фактор – деньги; основной критерий стратификации – имущественная обеспеченность;
  • мировые войны за пределами мира;
  • В философии господство скептицизма
  • специфические искусственные религии – например, христианство

Работы Шпенглера стимулировали:

  • изучение локальных культур;
  • поиск единства между разными культурами;
  • изучение роли и влияния техники на культуру

Вильгельм Дильтей (1833-1911)

  • нем. философ культуры, представитель герменевтики
  • работы:
  • «Введение в науки о духе»,
  • «Описательная психология»,
  • Познание реального мира в науках о духе»

Произведения содержат понятия и положения:

  • Разделил науки на два класса: «науки о природе» и «науки о духе»
  • Предложил заменить «познающий субъект» на «целостный человек»;
  • Выдвинул тезис: «Природу мы объясняем, духовную жизнь понимаем»

Методы постижения мира:

  • объяснение – раскрытие изучаемого объекта, его законов путем восхождения от частного к общему; подведение единичного случая под общий закон
  • описание – расчленение сплетенных между собой уровней душевной жизни; упорядоченное изложение обстоятельств какого-либо события с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом (дескрипция)
  • понимание – процесс, в котором на основе внешних, чувственных данных, постигается внутреннее;
  • различие не носит абсолютного характера, должны использоваться как взаимодополняющие

два вида «понимания»:

  • понимание собственного внутреннего мира, постигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдение);
  • понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатия)

Философия культуры

  • Философское осмысление культуры как специфического феномена (широкое значение);
  • Направление европейской философии кон. 19в. – пер. пол. 20в. (узкий смысл)

Три основных аспекта философии культуры:

  • методологический – философия культуры выступает как методология «наук о духе»: неокантианство, В. Дильтей, А. Бергсон
  • социально-критический – философия культуры есть форма критики современной европейской цивилизации: О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х.-А. Ортега-и-Гассет
  • теоретико-систематический – построение универсальной теории культуры: работы О. Шпенглер, А. Тойнби

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
461 Kb
Скачали:
0