Философия жизни
Философия жизни
- 
Направление в немецкой и французской философии;
 
- 
Вторая половина XIXв. - начало XXв.;
 
- 
Ключевое понятие «жизнь» - многозначное и неопределенное;
 
- 
Жизнь – процесс непрерывного творческого становления
 
Представители:

- 
Шопенгауэр А.
 
- 
Ницше Ф.
 
- 
Дильтей В.
 
- 
Бергсон А.
 
- 
Шпенглер О.
 
Артур Шопенгауэр 

- 
1788-1860гг.
 
- 
Работы:
 
- 
- «О четверояком корне закона достаточного основания»,
 
- 
- «Жизнь как воля и представление»,
 
- 
- «О свободе человеческой воли»
 
Сам Шопенгауэр указывает на три источника своего учения:
- 
философия «Божественного» Платона …;
 
- 
учение «изумительного» Канта …;
 
- 
древне-индийское произведение религиозно-философского характера «Упанишада» …
 
«О четверояком корне закона достаточного основания»
- 
докторская диссертация;
 
- 
содержит критику идей Аристотеля, Лейбница и Канта;
 
- 
делается вывод: принцип причинности и закон достаточного основания применим к феноменальному миру, т.е. миру опыта, и не применим к миру «вещей в себе», т.е. к сущности мира
 
«Мир как воля и представление»
- 
основа: индуистское учение о Майи, где все индивидуальные объекты и субъекты – это видимость;
 
- 
задает вопрос: «что есть реальность, лежащая за покровом Майи?»;
 
- 
ответ: сущность мира – есть воля, основной атрибут которой –свобода;
 
- 
путь к пониманию данный истин – внутреннее созерцание, т.е. интуиция;
 
- 
каждое индивидуальное существо есть объективация единой пра-воли;
 
- 
мир есть поле сражений, конфликтов, борьбы, страданий;
 
- 
задает вопрос: «возможно ли освобождение от напряжения воли?»;
 
- 
ответ:
 
Два способа освобождения от рабства воли:
- 
путь эстетического созерцания, путь искусства;
 
- 
путь этического совершенствования, путь аскетизма
 
Трансцендентальный волюнтаристический идеализм
- 
Идеализм, т.к. мир есть представления;
 
- 
Волюнтаризм, т.к. суть мира отождествляется с воле;
 
- 
Трансцендентальный, т.к. индивидуальная воля есть проявление абсолютной воли
 
Фридрих Ницше (1844-1900) 


Работы:
- 
Первого периода – «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные мысли»;
 
- 
Второго периода – «Человеческое слишком человеческое», «Утренняя звезда», «Веселая наука»;
 
- 
Третьего периода – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали»;
 
- 
Позднего периода – «Сумерки идолов», «Ессе Homo», «Антихрист»
 
«Рождение трагедии из духа музыки»
- 
выявил два начала культуры:
 
- 
дионисийское – свободная игра жизненных сил
 
- 
аполлоновское – размеренность, оформленность, рациональность
 
- 
подлинная культура – досократическая греческой трагедия - единство аполлоновского и дионисийского начала
 
- 
Современная культура – подавление дионисийского начала «разумом»
 
Поздний период
- 
идея «сверхчеловека» …
 
- 
теория «воли к власти» …
 
- 
идея «вечного возвращения» …
 
Под влиянием идей Ницше находились:


- 
З. Фрейд
 
- 
Ж.-П. Сартр
 
- 
С.Цвейг
 
- 
Г. Гессе
 
- 
Т. Манн и др.
 

Анри Бергсон (1859-1941)

- 
франц. философ, лауреат Нобелевской премии
 
- 
работы:
 
- 
«Творческая эволюция»,
 
- 
«Два источника морали и религии»
 
«Творческая эволюция»
- 
сравнительный анализ науки и религии:
 
- 
наука – …
 
- 
философия - …
 
- 
понятие «эволюция» - (от лат. развертывание) – процесс изменения; постепенное и непрерывное развертывание возможностей
 
- 
формы эволюции: физическая .., теологическая .., творческая …
 
«Два источника морали и религии»
- 
Выделяет два типа общества:
 
- 
закрытые - …
 
- 
открытые - …
 
Освальд Шпенглер (1880-1936) 

- 
нем. историк и философ, основатель философии культуры
 
- 
работы:
 
- 
«Очерки морфологии культуры».
 
- 
«Причинность и судьба. Закат Европы»
 
«Очерки …»
- 
морфология – учение о формах (культурные и духовные образования – искусство, религия, наука, мораль, философия);
 
- 
метод изучения форм – аналогия, т.е. сравнение;
 
- 
утверждается равноправие типов культур;
 
- 
в человеческой культуре выделяет 8 культур:
 
- 
майи, вавилонская, египетская, китайская, греко-римская, западноевропейская, индийская, византийско-арабская, ожидается рождение новой – русско-сибирской
 
- 
каждая культура имеет свою душу:
 
Культуры:
- 
античная греко-римская -  …
 
- 
западноевропейская – …
 
- 
византийско-арабская - …
 
«Закат Европы»:
- 
различает понятия:
 
- 
культура – результат духовного волеизъявления народа; естественное состояние; исторически сложившаяся целостность
 
- 
цивилизация – совокупность материальных и технических достижений; состояние искусственное
 
- 
Выдвигает закономерность: вступление общества в фазу цивилизации означает гибель культуры
 
к основным признакам цивилизации относит:
- 
появление мировых городов – мегаполисов; все остальные города – провинции;
 
- 
вместо народа – городская масса;
 
- 
главный фактор – деньги; основной критерий стратификации – имущественная обеспеченность;
 
- 
мировые войны за пределами мира;
 
- 
В философии господство скептицизма
 
- 
специфические искусственные религии – например, христианство
 
Работы Шпенглера стимулировали:
- 
изучение локальных культур;
 
- 
поиск единства между разными культурами;
 
- 
изучение роли и влияния техники на культуру
 
Вильгельм Дильтей (1833-1911)

- 
нем. философ культуры, представитель герменевтики
 
- 
работы:
 
- 
«Введение в науки о духе»,
 
- 
«Описательная психология»,
 
- 
Познание реального мира в науках о духе»
 
Произведения содержат понятия и положения:
- 
Разделил науки на два класса: «науки о природе» и «науки о духе»
 
- 
Предложил заменить «познающий субъект» на «целостный человек»;
 
- 
Выдвинул тезис: «Природу мы объясняем, духовную жизнь понимаем»
 
Методы постижения мира:
- 
объяснение – раскрытие изучаемого объекта, его законов путем восхождения от частного к общему; подведение единичного случая под общий закон
 
- 
описание – расчленение сплетенных между собой уровней душевной жизни; упорядоченное изложение обстоятельств какого-либо события с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом (дескрипция)
 
- 
понимание – процесс, в котором на основе внешних, чувственных данных, постигается внутреннее;
 
- 
различие не носит абсолютного характера, должны использоваться как взаимодополняющие
 
два вида «понимания»:
- 
понимание собственного внутреннего мира, постигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдение);
 
- 
понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатия)
 
Философия культуры
- 
Философское осмысление культуры как специфического феномена (широкое значение);
 
- 
Направление европейской философии кон. 19в. – пер. пол. 20в. (узкий смысл)
 
Три основных аспекта философии культуры:
- 
методологический – философия культуры выступает как методология «наук о духе»: неокантианство, В. Дильтей, А. Бергсон
 
- 
социально-критический – философия культуры есть форма критики современной европейской цивилизации: О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х.-А. Ортега-и-Гассет
 
- 
теоретико-систематический – построение универсальной теории культуры: работы О. Шпенглер, А. Тойнби