утверждаю СОГЛАСОВАНО
генеральный директор ООО Заказчик – Департамент
НПЦ «Энергосервис» вагонного хозяйства ОАО «РЖД»
Д. В. Кривцов
«____» _________________ 2004 г. «____» __________________ 2004 г.
Технико-экономическое обоснование
внедрения участка автоматизированной разборки-сборки рам тележек грузовых вагонов
Омск 2004
I. Работу по внедрению участка автоматизированной разборки-сборки рам тележек грузовых вагонов (далее СРС-01) предполагается выполнить в рамках отраслевой инвестиционной программы ресурсосбережения на 2005 – 2007 гг.
Заказчиком реализации данного ресурсосберегающего мероприятия является Департамент вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Предлагаемое РТС и Т будет использовано в ремонтных вагонных депо железных дорог ОАО «РЖД».
Цель внедрения: предлагается к внедрению принципиально новые технология и техническое средство – автоматизированный стенд разборки-сборки рам тележек (далее СРС-01). Последний осуществляет раздвижку боковых рам (снятие с надрессорной балки) без применения другого грузоподъемного оборудования, поворота каждой боковины вокруг продольной оси на 360°, подъем и повороты надрессорной балки вокруг горизонтальной и вертикальной осей, замену изношенных фрикционных планок путем горячей клепки, ремонт боковых рам и надрессорных балок сваркой, постановку исправных боковых рам на надрессорную балку, и все это на единой платформе, которая может быть сопряжена с любой конфигурацией тележечного конвейера. Положение рам и балки может фиксироваться в любом их положении, что позволяет обеспечивать доступ к любой точке их поверхностей для дефектоскопирования. Управление стендом дистанционное, кнопочное.
II. Расчет экономической эффективности внедрения стенда разборки-сборки рам тележек грузовых вагонов
Назовем состояние технологического процесса ремонта рам тележек до внедрения данного ресурсосберегающего мероприятия состоянием «без проекта». При внедрении – состоянием «с проектом».
В состоянии «без проекта» эксплуатируемое оборудование для ремонта рам тележек в вагонных депо чрезвычайно разнообразно: от кустарного до конвейерного. Но даже на конвейерных линиях доступ к любой точке поверхностей боковины и балок для дефектоскопирования не обеспечивается, клепка фрикционных планок выполняется с большими затратами ручного труда и низким качеством, отсутствуют возможности гибкого и оперативного манипулирования положениями боковых рам и надрессорных балок при производстве ремонтных работ. В среднем в тележечном отделении имеют место 6 – 7 ремонтных позиций.
Расчет сводится к определению:
а) годового экономического эффекта;
б) срока окупаемости капитальных вложений;
в) снижения расходов на ремонт без учета эксплуатационных расходов;
г) снижения трудоемкости ремонта;
д) снижения себестоимости ремонта;
Расчет выполнен на годовую программу Nг = 5600 тележек на примере исполнения плана средним по объему ремонта вагонным депо Западно-Сибирской железной дороги (Омск-Сортировочный).
Годовой экономический эффект определяется по формуле:
Эг = ΔС – ЕнКдоп,
где ΔС – снижение себестоимости ремонта, руб.;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Ен = 0,1…0,15;
Кдоп – дополнительные капитальные вложения при внедрении предлагаемого участка СРС-01, (состояние «с проектом»).
Кдоп = Кн – Кс,
где Кн – капитальные вложения при внедрении участка; Кн = 950000 руб.;
Кс – капитальные вложения при использовании оборудования в состоянии «без проекта», руб.; Кс = 226570 руб.
Кдоп = 950000 – 226570 = 723430 руб.
ΔС = ΔФЗП + ΔСсн + ΔСнакл – Сэкспл,
где ΔФЗП – экономия фонда заработной платы для работников, занятых на участке СРС-01 при его внедрении в тележечном отделении, руб.;
ΔСсн – расходы на социальные нужды (36,3 % от ΔФЗП); руб.;
ΔСнакл – накладные расходы (160 % от ΔФЗП), руб.;
Сэкспл – расходы на эксплуатацию участка СРС-01, руб.;
ΔФЗП = ФЗП0·ΔТ,
где ФЗП0 – часовой фонд заработной платы, руб.;
ΔТ – снижение трудоемкости ремонта, ч.
Обычно в тележечном отделении типового ремонтного вагонного депо в среднем числится 10 штатных единиц работников, из них: слесарей по ремонту подвижного состава – 6, электрогазосварщиков на конвейере – 2, бригадиров тележечного отделения – 2. Бригадиры тележечного отделения имеют 6 разряд согласно отраслевой часовой тарифной сетки. Слесари по ремонту подвижного состава имеют: 5 разряд – 2 работника, 4 разряд – 4 работника, электрогазосварщики имеют 5 разряд. Разряд выполняемой работы – 5.
Работы, связанные с движением поездов и ремонтом подвижного состава, имеют часовые тарифные ставки согласно отраслевой часовой тарифной сетки:
а) 4 разряд – 14,562 руб.;
б) 5 разряд – 15,871 руб.;
в) 6 разряд – 17,180 руб.
На участке поточной линии тележечного отделения, где производится разборка-сборка рамы тележки, дефектоскопирование и ремонт, заняты 5 работников, имеющие в среднем 5 разряд квалификации.
Тариф с надбавкой за выполнение норм выработки составляет 14,7 %:
15,871 + (15,871·0,147) = 18,20 руб.
Выслуга лет в среднем – 20 %:
15,871·0,2 = 3,17 руб.
Надбавка – 20 %:
15,871·0,2 = 3,17 руб.
Среднечасовая премия составляет – 90 %:
18,2·0,9 = 17,01 руб.
Районный коэффициент – 15 %:
(18,2 +17,01 + 3,17) ·0,15 =5,86 руб.
Итого, часовой фонд заработной платы для данных 5 работников составляет:
ФЗП0 = (18,2 + 3,17 + 3,17 + 17,01 +5,86) ·5 = 237,05 руб.
По проведенной фотографии дня и хронометражу установлено, что затраты времени на ремонт, транспортировку, снятие и установку деталей рамы с одной позиции на другую составляет в среднем для одной рамы тележки 6,5 минут. При внедрении участка СРС-01 одна позиция ремонта в конвейерной линии исключается. Тогда, исходя из годового плана ремонта – 5600 тележек (за одну рабочую смену выпускается в среднем 22,49 тележки; годовой фонд рабочего времени, например на 2003 год – 1992 ч.), определяем экономию времени за 1 год (снижение трудоемкости ремонта) при внедрении участка СРС-01, ч.:
ΔТ = Δt·Nг,
где Δt = 6,5 мин. – экономия времени при ремонте одной рамы тележки в состоянии «с проектом»;
Nг = 5600 – годовой план ремонта.
ΔТ = 6,5/60·5600 = 606,65 ч.
ΔФЗП = 237,05·606,65 = 143806,38 руб.
Расходы на социальные нужды составляют
ΔСсн = 143806,38·0,363 = 52201,72 руб.
Накладные расходы:
ΔСнакл = 143806,38·1,6 = 230090,21 руб.
Снижение расходов на ремонт без учета эксплуатационных затрат при внедрении участка СРС-01 (состояние «с проектом»):
ΔС0 = ΔФЗП + ΔСсн + ΔСнакл.
ΔС0 = 143806,38 + 52201,72 + 230090,21 = 426098,31 руб.
Эксплуатационные расходы на участок СРС-01 (состояние «с проектом»):
Сэкспл = Сэл.э + Сам,
где Сэл.э – расходы на электроэнергию, руб.;
Сам – расходы на амортизацию, руб.
Сэл.э = 2τ tс 0,93 0,7Р,
где 2 – количество смен в тележечном отделении;
τ – количество рабочих дней в году (τ = 249);
tс – продолжительность одной рабочей смены, ч.;
0,93 – цена 1 кВт ч электроэнергии;
0,7 – коэффициент, учитывающий продолжительность потребления участком электроэнергии, ч.;
Р – потребляемая мощность участка СРС-01 (Р = 2,5 кВт).
Сэл.э = 2 249 12 0,93 0,7·2,5 = 9725,94 руб.
Сам = Цст/Тсл,
где Цст – цена участка СРС-01 (Цст = 950000 руб.);
Тсл – срок службы участка (Тсл = 10 лет).
Сам = 950000/10 = 95000 руб.
Сэкспл = 95000 + 9725,94 = 104725,94 руб.
Снижение себестоимости при ремонте (состояние «с проектом»):
ΔС = 426098,31 – (94725,94 + 95000) = 236372,37 руб.
Годовой экономический эффект в состоянии «с проектом»:
Эг = 426098,31 – 0,1 623430 = 363755,31 руб.
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений определяется по формуле:
Тр = Кдоп/ΔС.
Тр = 623430/236372,37 = 2,64.
Повышение производительности труда для тележечного отделения, %:
ΔПтр = ΔТ/Тн·100,
где Тн – годовой фонд рабочего времени для новой поточной линии.
Тн = 1992 – 606,65 = 1385,35 ч.
ΔПтр = 606,65/1385,35 0,5·100 = 22 %.
Таким образом, внедрением участка автоматизированной разборки-сборки рам СРС-01 достигнуто:
а) годовой экономический эффект – 363755,31 руб.;
б) срок окупаемости дополнительных капитальных вложений – 2,64 г.;
в) снижение себестоимости ремонта – 236295,31 руб.;
г) снижение трудоемкости ремонта – 606,65 ч в год;
д) повышение производительности труда – на 22 %.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.