Тема 1. Організація як суб’єкт господарювання
Лекція 1. Розвиток теорії і практики менеджменту
Эволюция термина «менеджмент» привела к многообразию понятий, выражаемых этим словом „Менеджмент” – это управление каким-то социальным объектом, владение мастерством управления, высокий профессионализм, позволяющий соединить в одном лице хозяина собственности и организатора производства, обеспечивающего высокую производительность труда без жесткого администрирования.
В международной практике менеджмент является синонимом управления социально-экономическими процессами в условиях предпринимательской корпорации или акционерной компании.
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре значения слова «менеджмент»: способ (манера) обращения с людьми, искусство управления; специфические способности и административные навыки; орган управления, административная единица.
В англоязычных странах этим словом выражают функцию, учебную дисциплину, профессию и область научного исследования. Область применения менеджмента практически безгранична. Он используется в государственных и общественных организациях и там, где пытаются достичь целей при минимальных издержках и максимуме эффективности. Поэтому научный статус менеджмента носит весьма неопределенный характер.
Менеджмент имеет различные профессиональные модификации. С точки зрения экономиста, менеджмент - это фактор производства наряду с трудом и капиталом. Администратор считает его системой власти и организации, регулирующей взаимоотношения между руководителем и подчиненным. Социолог рассматривает менеджмент как элемент структуры общества и системы социальных статусов.
Основой для определения понятия менеджмент служат взгляды А.Смита на природу свободного предпринимательства, роль рынка и функции государства. По его мнению, естественное желание людей улучшать свое благосостояние- столь могучий стимул, что если дать ему возможность действовать без помех, он сам способен привести общество к процветанию.
К.А.Гельвеций сравнивал роль личного интереса в обществе с законом всемирного тяготения в природе. От этого в конечном счете выигрывает все общество.
Задачей менеджмента является нахождение и использование стимулов, имманентно присущих каждому участнику структуры управления для системного использования их в управлении.
Эволюция производительных сил сказались на изменении роли и места менеджмента в управлении. Менеджмент утратил прежние черты, связанные с обязательной формализацией и регламентацией процессов управления, но приобрел черты, свойственные искусству управления, но приобрел черты, свойственные искусству управления малыми социальными группами, индивидуумами, используя позитивные меры воздействия, исключающие администрирование, принуждение и др. Вхождение в рынок означает овладение искусством бизнеса.
В мировой литературе по бизнесу важное место в становлении и развитии научного менеджмента отводится Ф.Тейлору, создавшему теорию и методологию научной организации труда.
В работах Ф.Тейлора прослеживается появление «научного менеджмента» как «интеллектуальной революции», положившей конец устаревшим авторитарным методам управления. Однако это не был еще менеджмент в современном понимании. Но уже было ясно, что ремесленнические методы управления производством исчерпали себя.
Индустриализация труда требовала индустриальных методов управления производством. Научное управление трансформировалось в разновидность индустриального труда. «Интеллектуальная революция», произведенная Ф.Тейлором, получила название промышленного менеджмента. Сущность ее заключается в совместной деятельности управляющих и рабочих, основанной на общности интересов. Менеджмент в его учении выступал как соединение материальных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.