Молодым сотрудницам и сотрудникам
имеет смысл подумать о более строгой одежде и имидже в целом: известны случаи,
когда молодость или недостаточно солидный внешний вид консультанта становился
причиной отказа клиента. В подобных ситуациях особенно важна роль менеджера по
персоналу, которому следует очень тактично, но в то же время настойчиво дать
рекомендации сотруднику.
Очень важно сделать так, чтобы сотрудники почувствовали, что они - лицо
компании, члены одной команды, и от каждого из них зависит репутация фирмы.
Важно, чтобы все понимали логику требований к имиджу, чтобы не воспринимали эти
требования как необоснованные притеснения и ущемление свободы. Тем, кому по
долгу службы приходится входить в контакт с другими людьми (sales, тренеры,
менеджеры по персоналу и др.) излишне строгий имидж может навредить - отпугнуть
собеседника, заставить его "закрыться". Очень важно соотносить
уровень материального благосостояния (например, sales и клиента). Когда на
роскошной иномарке с роскошным телефоном и в роскошном костюме sales приезжает
к "бюджетному" клиенту - понятно, что происходит: обиженный клиент
захочет скорее поиздеваться, нежели купить что-то.
Осторожно - сленг!
Одна из важнейших составляющих имиджа - наша речь. Интересный
психологический факт: речь - это своеобразный сигнал "я свой". Прежде
чем решить, какой стиль вы выберете для разговора с будущим работодателем,
оцените следующие факторы: западная это компания или российская, возраст
собеседника, профессиональные особенности сектора, соответствие или
несоответствие своего профессионального опыта и позиции с позицией того, с кем
вы общаетесь. Во многих западных фирмах большое количество англицизмов в речи
вполне приемлемо, а в некоторых российских компаниях это раздражает и считается
дурным тоном. Попробуйте найти "золотую середину": к примеру, слово
"бренд" не стоит заменять на "марку", и слово
"промоушн" никого не пугает, а вот искусственных новообразований типа
"фокастить" (от forecast - прогноз), по крайней мере на первой
встрече, лучше не использовать.
Очень важно помнить, что употребление профессиональных терминов, известных и
понятных собеседнику - признак хорошего делового стиля ведения беседы и
позитивного имиджа компании в целом, а вот со сленгом, в том числе и
профессиональным, следует обходиться очень осторожно.
Как познакомиться с корпоративными правилами
Лучше, если с корпоративными правилами сотрудника познакомит менеджер по
персоналу, причем имеет смысл показать связь этих требований с имиджем компании
в целом и ее ценностями. Когда кандидат получает предложение о приеме на
работу, ему дают для ознакомления "Корпоративное руководство" и
"Положение о персонале", где есть раздел "Имидж сотрудников
компании". В этом случае сотрудник точно знает, чего от него ожидают, и со
своей стороны берет на себя определенные обязательства, от которых не сможет
впоследствии отказаться.
Вот что он рассказал об основных моментах корпоративной культуры в разных
сферах бизнеса успешный менеджер по работе с ключевыми клиентами одной
иностранной компании: "Ограничения по имиджу связаны со спецификой
бизнеса. Сотрудника обязательно надо проинформировать о существующих
требованиях. Лучше, если об этом расскажет менеджер по персоналу или
непосредственный начальник. В противном случае начинается игра
в"угадайку".Человеку дают прочитать и подписать документ, в котором
все оговорено. Это обязывает сотрудника соблюдать те требования, которые
компания предъявляет к имиджу. За нарушение принятых стандартов сотрудник
получает предупреждение или даже наказание в соответствии с установленными
правилами. Уволить за такие нарушения можно, если они носят систематический
характер.
Я работал в четырех серьезных фирмах. В российской фирме, крупном дистрибьюторе
оборудования и ТНП, был принят строгий офисный стиль (костюм, галстук, белая
рубашка). Западная фирма-производитель, работающая в той же сфере, в дополнение
к этому предъявляла некоторые требования к аксессуарам, на выставках были
обязательны галстуки для мужчин и шарфики для женщин корпоративных цветов, не
рекомендовалось на людях пользоваться продукцией других марок. В двух других
фирмах - российской и европейской, работающих на рынке спорттоваров и
оборудования, был принят более вольный стиль одежды, при этом в европейской
фирме офисный стиль предусматривался на переговорах.Продуманный корпоративный
имидж дисциплинирует сотрудников, и он, безусловно, необходим как для стабилизации
и оптимальной работы организации, так и для позиционирования компании во
внешней среде".
Из своей практики я знаю, что даже на сходных сегментах рынка требования к
имиджу совершено разные. Кандидат, приходя на интервью, естественно, старается
выбрать нейтральный вариант. И это абсолютно правильно. А вот перед тем, как
принимать решение о выходе на работу, стоит обязательно задать вопрос о
принятом в компании имидже менеджеру по персоналу или своему будущему
руководителю. Руководитель (менеджер по персоналу) даст вам четкий ответ