Вопрос бессмертия человека: гибнем ли мы полностью, или одна часть нас подлежит уничтожению, а другая остается неизменной и вечной?

Страницы работы

Содержание работы

IV.7  О бессмертии души.

«О бессмертии души» относится к 4 эннеаде. Трактаты под этим номером посвящены проблемам понимания сущности и свойств души.

В данном трактате поднимается вопрос бессмертия человека: гибнем ли мы полностью, или одна часть нас подлежит уничтожению, а другая остается неизменной и вечной?

Что бы ответить на этот непростой вопрос надо рассмотреть душу и тело по отдельности, т.к. человек по природе своей не является чем-то простым. Тело состоит из множества элементов, постоянно разрушающих друг друга, и ведущих к его гибели. Если считать тело частью нас, то мы не бессмертны. Если же рассматривать тело как орудие души, то вполне естественно, что орудие временно. Исходя из этого, душа является главнейшей нашей частью, и она то и есть сам человек.

Какова же природа души? Если она особого рода тело (как утверждали стоики), то она является составной, а, следовательно, и неизбежно смертной. Если же она не является телом, то, что же тогда она сама из себя представляет? В первую очередь, душе изначально присуща жизнь. Нелепо было бы предполагать, что жизнь рождается из безжизненного. Ни одно тело не может образоваться без души, т.к. божественные логосы, формирующие тела, сами являются порождениями мировой Души.

Некоторые утверждают, что душу образуют сошедшие атомы, однако им стоит возразить – тело и душа в совокупности способны чувствовать одно и то же, а их атомы такой способности лишены, и создать единства не могут. Телу изначально не присуща жизнь – должно существовать что-то, что привносит ее извне. Если бы не было души, то не было бы и никаких тел, т.к. попросту ничего не могло бы возникнуть. Отсюда и необходимость души. Её роль заключается в приведении к единству различных телесных свойств.

Каждая пневма либо является душой, либо есть душа лишь в «определенном состоянии». Выходит, что душа и Бог являются разными именами одного и того же – материи. Есть и ещё одна причина, указывающая на то, что душа не может являться телом: разным телам присущи разные свойства (горячее или холодное, твердое или мягкое). Душа же может в одних существах производить одни свойства, в других – другие, причем даже противоположные свойства в рамках одного существа. А если бы душа была телом, то она должны была воспроизводит только конкретные качества.

Тела могут расти, однако не имеют в себе причины этого роста. Если причиной роста является душа, то, если бы душа была телом, то, что являлось бы причиной её роста?  Тело имеет свойство делимости, душа же таким свойством не обладает (разве есть душа ноги или руки?). Таким образом, душа не причастна к какому-либо количеству, и потому существо, утратив часть своего тела, все равно остается живым.

Если бы душа была телом, то не было бы ни чувственного восприятия, ни знания, ни мышления, ни чего-либо прекрасного. Если же существует память, а восприятия следуют друг за другом, то душа бестелесна.

Далее рассмотрим боль. Если у кого-то болит палец, то где возникает ощущение это боли? Невозможно, что бы одна часть тела чувствовала, что происходит в другой, а следовательно это воспринимающее начало должно быть тождественно самому себе, т.е. бестелесным.

Насколько возможно мышление, если душа телесна? Мышлением воспринимаются умопостигаемые вещи, а они могут лишь восприниматься неделимой и вечной частью, т.е. бестелесной душой. Называя душу телесной, ей приписываются и свойства тела: нагревание, охлаждение, прибавление массы и т.д. Но тогда что являлось бы причиной всего этого? Тело способны производить какие-либо действия лишь благодаря бестелесным энергиям.

Количество и качество – разные вещи. Телесное, как материальное, всегда количественно. Душа, как неделимое, к количеству непричастна. Сладость меда будет сохраняться, сколько бы мы его не крошили. Таким образом, качества бестелесны.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0