Само существование конечных вещей указывает на необходимость существования бессмертного Творца. Познание Бога возможно через ту часть души, которую Августин называет mens – ум, но оно не возможно без духовных приготовлений (очищение – катарсис), посредствам поста и молитвы. Самопознание души есть начало самопознания Бога. Августину не хватало строгости метода, что бы прийти к тем же рассуждением что и Декарт, спустя 12 столетий. Декарт из факта «я существую» вывод факт существования Бога.
Зло характеризуется вслед за Плотином как privatio boni (лишенное добра). Для всех живых существ болезни и раны это недостаток здоровья. Августин указывает, что раны не представляют собой какой-то отдельной субстанции. Тело есть некое благо, но в него некоторым образом проникает зло, поскольку оно тварно. Добро содержащее в себе зло, есть добро испорченное.
В 11 книге «Исповеди» Августин вопрошает «Что же такое время?». Попытка дать определение этому явлению приводит в тупик. Августин в своих рассуждениях приходит к выводу, что прошедшее и будущее время не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее; настоящее есть только мгновение. Прошедшее время должно быть отождествлено с воспоминанием, а будущее – с ожиданием, причем воспоминание и ожидание являются фактами, относящимися к настоящему. Суть решения, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица.
Когда в 410 году Рим был разграблен готами, язычники приписали катастрофу забвению древних богов. До тех пор пока они почитали Юпитера, Рим оставался могущественным. Труд «О Граде Божием» бал ответом св. Августина; но по мере того как написание книги подвигалось вперед, он вышел далеко за рамки первоначального замысла и развернул целую христианскую схему истории – прошлой, настоящей, будущей. В сочинении «О граде Божьем» Августин заявляет, что в настоящем мире существует два града – земной и Небесный. Они взаимно перемешаны, но в грядущем мире предопределенные и отверженные будут разделены. В настоящей жизни нам не дано знать, кто, даже среди наших кажущихся врагов, в конце концов, окажется в числе избранников.
Полемика с Пелагием. Часть богословского учения св. Августина в значительной мере была связана с его борьбой против пелагианской ереси. Пелагий, церковник, считал, что воля свободна, подвергал сомнению доктрину первородного греха. Полагал, что если люди поступают праведно, то в награду за свои добродетели они попадают на небо. Благодаря усилиям Августина взгляды Пелагия были объявлены еретическими. Он считал, что люди до своего рождения не совершали ни добра, ни зла, а тяготы их нынешний жизни происходят не от того, что каждый совершил по своей вине в прошлой жизни, а в том, что человек, выйдя из Адама и Евы, приобрел позорное пятно смертного греха. Избавиться от первородного греха можно только возродившись во Христе с помощью благодати. Даже после осуждения Пелагия находились люди, которые защищали его учение в более смягченной форме.
47. Боэций и проблема универсалий.
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (Boethius). 480- 525.
Происходил из знатного римского рода Анициев. Учился предположительно в Александрии и Риме. Был усыновлён консулом в 485 г., затем главой сената и префектом Рима, одним из наиболее авторитетных государственных деятелей своего времени, знатоком и ценителем греческой и римской античности. Боэций был женат на его дочери Рустициане. У него довольно рано сформировались политические воззрения. 510 году Боэций стал консулом, а позже получил пост Магистра всех служб. Но в 523 году Боэций был обвинен в антигосударственной деятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.