В формировании неоплатонизма большую роль сыграл поздний пифагореизм (в связи с возросшем интересом к идеи спасения души и её перерождении). Порфирий не безосновательно разбил сочинения Плотина на 54 трактата – число «54» представляет собой идеальное произведение 9 и 6, с точки зрения пифагорейцев.
Первая эниада посвящена проблемам антропологии, этики, морали.
Вторая посвящена проблемам чувственного космоса.
Третья – натурфилософии, проблемам мира в целом.
Четвертая – о душе, психологии.
Пятая – божественный ум, Сущее.
Шестая – Благо или Единое, как высший Бог в неоплатонической традиции.
Человек – существо «амфибийное», т.е. живущее на двух уровнях – телесном и духовном.
Эпоптика – узревание. Термин из Элевсинских мистерий.
У Плотина не надо искать никакой последовательности.
Змея – символ врачевания.
Сущие в первичном смысле – платоновские идеи и ум, обладающие истинным бытием.
Не первичные – предметы чувственного мира.
Множественность – общее для умопостигаемого и чувственного космоса.
Средние Платоники и Неоплатонизм.
Джон Диллон – крупный историк неоплатонизма.
1 век до н.э. – 3 век н.э.
Платонизм развивался внутри академии. После смерти Платона она называлась «Древней академией», в которую входили Теократ, Крантер и др. для этого периода характерно обращение к пифагорейской традиции. Потом начиная с Архиселая академия становится «средней» и возвращается к критическом походу Сократа, нападает на догматизм стоиков и ставит под вопрос познаваемость мира. И приводит академию к крайнему скепсису – воздержание от каких-либо суждений.
После этого происходит переход к «Новой академии» ознаменованный нападением Суллы – была полностью разрушена библиотека древних и средних платоников. Однако произведения Платона не исчезли, т.к. были известны не только в стенах академии. Антиох Аскалонский (86-82 г. до н.э. – время его преподавания) попытался возвратить академия к древнему догматизму «veteres sequi».
Платонизм в эту эпоху движение сотерологическое, т.е. философия подчинена идеи спасения души. Основным представителем был Плутарх, представителем другой ветви, спекулятивной (Бог как предмет интеллектуального постижения), метафизической, стал Плотин. А синтез обоих этих ветвей осуществил ученик Плотина – Порфирий. Учение о трех ипостасях Бога мы находим у Плотина раньше, чем оно появляется в христианстве.
Отличие платонизма от христианства:
1.
2. Сверхсущная сущность производит низшие уровни божественности, один из которых творит мир – в христианстве же все равны.
3. К спасению человеческой души ведет лишь философское усилие, в то время как христианское спасение немыслимо без блага (?)
Плотин часто обращается к греческой мифологии.
Философия элитарна и не гуманна. С точки зрения платонизма «прощение грехов на кресте» есть надругательство над Божеством. Платоники не занимались восстановлением произведение Платона, они занимались его обожествлением. Платона ставили на одну ступень с Моисеем. У евреев был закон, у эллинов – философия. Любопытно что все последующие философы лишь добавляют учение Платона – Аристотель логикой, стоики – этикой.
Средние платоники с 50 г. н.э. по 250 г. н.э.
Главные жанры этого периода – жанр учебника и комментария. Аппулей автор порнографического романа. Книга Диогена Лаэртского тоже может считаться учебников того времени.
Следующим распространенным жанром были комментарии к диалогам Платона (в частности самые популярные «Тимей», «Пир» и «Парменид»).
Теургия (Богоделание) – к Платону можно было обращаться (как спиритические сеансы в начале 20 века), как к последней инстанции истины. Результатом одного из таких сеансов стал сборник «Халдейских оракулов».
Главная цель философии – уподобление Богу.
1 группа: Аттик, Евдор Александрийский и Плутарх Сиронийский.
2 группа, враждебная стоикам: Альбин (его влияние на последующую философию неоплатонизма было очень велико)
3 группа неопифагореизм: Нумений
Средние платоники отождествляют высший ум с платоновским благом, и называют все это Богом. Платоновские идеи представляются содержанием этого ума. Учение о мировой душе, которая понимается как посредница между миром идей, именно она творит чувственный космос, по средствам логоса. Учение о материальном начале как абсолютном зле. Материя есть злое начало, которое негативно воздействует на мир, и от которого по возможности надо удалиться.
Иерархия:
1. Первый ум: аристотелевский ум и платоновское благо. Он возвышен и трансцендентен. По ту сторону.
2. Второй ум, множество идей. По эту сторону.
3. Мировая душа
4. Боги-звезды (видимые боги), демоны, герои.
5. Материальный мир.
Филон Александрийский, который в некотором роде предвосхищает и плотина и христианских авторов. Он использует аллегорию, для того что бы привести в соответствие священное писание и доктрины греческих философов. Ему удалось в Библии отыскать ряд учений греческой философии, и тем самым разработать учение о Боге как творце и правителе мира. Следующий шаг, который сделал Филон в адаптации платонизма, это помещение платонического мира идей в сознание Бога, представление идей, как архитектурного плана, по которому Бог потом творит мир (у Платона в диалоге «Тимей» об этом ничего не говорит). Следующий этап – адаптация стоического учения о логосе, он представил логос как посредника между Богом и чувственным миром (что является предвосхищением христианского творения мира через произнесение слова, т.е. логоса). Филон является первым автором, который имел ярко выраженное мистическое учение, основанное на спекулятивном опыте, о в частности описывает как человеческий ум или дух, частица божественного, может быть поглощен обладанием божественного.
Плотин.
Открывает новую эру христианской мысли. Основной интуицией Плотина является восхождение от телесного чувственного мира к . Он выступает как философ религиозный. Философию Плотина можно приставлять как единство двух путей. Пути «сверху вниз» (нисхождение Бога в мир) и пути «снизу вверх» (восхождение Бог).
«Путь вверх». Вслед за Аристотелем Плотин видит, что есть подлунная и надлунная часть, но он убежден, что все многообразие этого мира происходит от души. Душа находится на границе мира чувственного и мира умопостигаемого. Задача души – животворить, т.е. наделять мертвую материю жизнью. Но все что дает душа, она дает от более высокого начала – Ума. Но выше ума есть область, которая превосходит образцовую красоту ума, где осуществлено абсолютное единство. А потому выше ума Благо. Таким образом, мы поднимаем от чувственного мира к умопостигаемому, до определенной границы. Мы сами можем прикоснуться к центру всего. Как это происходит Плотин не описывает. Именно причастность души к единому дает ей возможность украшаться, творить и т.д. Но каким образом это единое рождает многое?
Неоплатоники с 250 г. н.э. вплоть до 529 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.