Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Соотношение катафатического и апофатического богословия на Востоке и Западе.

«Ареопагитики» - свод сочинений, включает 4 трактата: «О божественных именах», «Мистическое богословие», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии». С момента их появление авторство приписывалось Дионисию Ареопагиту, одному из крупнейших представителей восточной патристики, оказавшему огромное влияние на западную мысль. В этих трактатах не было ни малейших отклонений от канонов православия, что указывало на достоверность авторства. Философия «Ареопагитик» совершенно неотделима от богословия.

Основные черты.

Целью является познание Бога и мира. Однако познать Бога трудно, т.к. он в своей сущности непознаваем и может быть узнан только по своим проявлениям («энергиям») и символам, заключенным в божественном  откровении – священном писании. Сам мир есть символ своего Бога – Творца. Поэтому и богопознание, и богословие может быть либо катафатическое (утвердительное), либо апофатичекое (отрицательное).

Катафатическое – о Боге утверждается нечто относящееся не к его сущности, а к исходящим от него энергиям.

Апофатическое – возводящееся к сущности Бога путём отрицания всего того, что к ней не относится.

Катафатическое богословие основано на аналогии и подразумеваемой бесконечной интенсификации понятия. Например, верно, что Бог велик, но когда мы приписываем ему это качество, мы должны помнить, что человеческие представления о величии невозможно сравнивать с бесконечным величием Бога => наша аналогия условна => нет никакой гарантии, что истолкование наше будет истинным. Созерцая красоту как символ мудрости Творца, мы все равно не можем лицезреть Творца, но лишь знать, что он существует.

ð  Оба пути приводят к отрицанию, к незнанию. Значит, путь отрицания, путь познания через незнание и есть единственно правильный путь.

Апофатическое богословие = мистическое богословие т.е. таинственное, так как в нём раскрытие тайны божественного существа достигается посредством как раз осознания его таинственности и непостижимости. Причина непостижимости Бога – будучи абсолютно беспредельным, не поддается никаким логическим определениям и не может быть выражен ни в каких словах этого мира.

В силу своей неисчерпаемой полноты и превосходства над всем мыслимым он не есть даже ни что-либо сущее, ни что-либо не-сущее. В мистическом богословии «Ареопагитик» Бог становится выше противоположностей единого и многого, добра и зла. В катафатическом богословии эти понятия трактуются в духе неоплатонизма: единство Бога – как абсолютное единство, зло – как недостаток или отсутствие добра, т.е. как нечто, не имеющее собственной субстанции.

«Ареопагитик» долгое время был высшим эталоном богословской и философской мысли в Византии и славянском мире. Все крупнейшие теологи (Максим Исповедник, Григорий Палама) опирались на их авторитет.

46. Арабская философия. Основные представители и учения.

Взаимодействие арабов и завоеванных народов (греков, сирийцев и др) привело к складывания новой, своеобразной культуры, основой которой был ислам. Ислам стал религией завоевателей. Однако благодаря наследию греков, ислам приобрел интеллектуальную основу. Возникновение А. ф. связано с деятельностью мутазилитов («обособившихся»)- ранних представителей калама (рационального богословия), к-рые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших некоторые ее догматы. В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии.

Последователи калама устраивали собрания-диспуты, в которых участвовали и их оппоненты. В этих спорах обсуждались первые философские проблемы: вопрос о единобожии, является ли Коран сотворенным или нет, есть ли свобода воли или нет, исключать верующего из числа мусульман, за смертные грехи.

К разряду самых влиятельных школ калама относятся мутазилиты и ашориты. Ашоризм связан с исламским традиционализмом, его представители

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
237 Kb
Скачали:
0