Вопрос бессмертия человека: гибнем ли мы полностью, или одна часть нас подлежит уничтожению, а другая остается неизменной и вечной?, страница 2

Некоторые утверждают, что, лишившись крови или возможности дышать, человек непременно умрет, и делают вывод, что жизнь – это кровь и пневма. Однако он может погибнуть и от тысячи других причин, а кровь и пневма не способны (в отличие от души), пронизать все тело целиком. Мнение о том, что пневма изначально «природна» и, охлаждаясь при рождении, становится душой, совершенно нелепо. Исходя из этого, худшее становится впереди лучшего и выходит, что бытие порождается небытием, форменное – бесформенным и т.д.

Пифагорейцы утверждали, что душа – гармония. Против этой позиции приведено немало аргументов: душа первична, а гармония – вторична. Душа не могла бы принуждать тело к какому-либо действию, если бы была с ним гармонична [Отправка к диалогу Платона «Федон»]. Далее надо рассмотреть утверждение, что душа – это «энтелехия» [Ссылка на трактат Аристотеля «О душе»]. При этом душа относится к живому телу, как форма к материи («обладающей в возможности жизнью»). Исходя из этого, с делением тела должна была бы разделиться и душа. А откуда тогда взяться противоречию между рассудком и страстями? При таком положении вещей, можно было бы говорить только об ощущениях, но никак ни о мышлении. Получается, что душа обладает бытием не как формой, а как сущностью, получающая свое бытие прежде тела.

Вопрос о том, какова же всё-таки природа души, все ещё остается без ответа. Она не есть тело и ни его состояние, но истинная сущность, способная к действию и созиданию. Другая природа, обладающая истинным бытием, не возникает и не гибнет. В противном случае, исчезло бы все, что держится и упорядочивается Душой. Душа есть начало всякого движения и жизни; она способна сообщать это и всему прочему. Таким образом, природа души такова, что ее бытие изначально и вечно. Она смешивается с низшим, поднимается к «соприродному путем добродетели», а ее вечная сущность восстановит «древнее устроение» [Отсылка к диалогу Платона «Государство»].

Природа Души божественна и вечна, т.к. она бестелесна. Но обладает ли таким свойством и душа человеческая? Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть душу, очистившуюся от всего телесного, т.к. истинную природу надо искать не в смешанном, а в чистом. Тогда сразу становится ясным, что все пороки привнесены в душу извне. В чисто же душе есть только «разумение и прочие добродетели» [Ссылка на диалог «Пир» Платона]. Если это действительно так, то природа души божественная и вечная. Если бы люди имели чистые души, то не было бы сомнений в бессмертии души, но сомнения возникают, т.к. души многих людей испорчены и озабочены недостойным.  Каждый, если пожелает, может убедиться в бессмертии своей души, отрешившись от телесного и вглядевшись в самого себя.

Если Душа была бы смертна, то все давно бы исчезло, однако некоторые утверждают, что мировая Душа бессмертна, а человеческая – нет. Однако они обладают одинаковыми свойствами, а происхождение души из созерцания и припоминания дает ей бытие прежде  тела. Душа то пребывает в теле, то вне тела. Она то находится среди высших сущностей, то погружается в чувственный мир и заполняет его красотой и гармонией, и делает это неизменно и вечно, т.к. бессмертна.  Души, которые пали столь низко, что стали душами животных и растений, то они тоже бессмертны, т.к. так же происходят от само-живущей сущности.

Некоторые утверждают, указывая на отдельные  аспекты души, что она составная и подлежит распаду, однако души не способны очищаться от того, что налипло на них при рождении, и будут жить, пока жив их источник, а источник – бессмертен.

Таким образом, на этом можно закончить, т.к. приведено достаточно доказательств и аргументов в пользу бессмертия души.