Философия стоиков (по Сенеке “Нравственные письма к Луциллию” и Сексту Эмпирику “Против ученых”). Сенека. Нравственные письма к Луциллию (жанр диатриба)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Философия стоиков (по Сенеке “Нравственные письма к Луциллию” и Сексту Эмпирику “Против ученых”).

Сенека. Нравственные письма к Луциллию (жанр диатриба).

Что такое мудрость

Письмо CXVII

Мудрость есть наука жить и, стало быть, совершенство мысли, достигшей наивысшего и наилучшего. Что такое "быть мудрым"? Это то, что дается на долю обладателю совершенной мысли. … Мудрость есть совершенство мысли, быть мудрым - значит применять к жизни совершенство мысли. …(17) Надо ли стремиться к мудрости? —  Непременно. Надо ли стремиться применить мудрость к жизни? — Да, и если запретят это, мудрость не нужна. А то, к чему должно непременно стремиться, есть благо. Быть мудрым - значит применять мудрость к жизни. Видеть - значит пользоваться глазами. Быть мудрым - значит пользоваться мудростью. К этому должно непременно стремиться; значит, следует непременно быть мудрым, а что следует непременно, то благо.

(11) … мы … тратим время на ненужные тонкости, от которых становятся не лучше, а только ученее. (12) Мудрость и яснее, и проще, для благомыслия довольно прочесть немного. Но и философию мы загромождаем ненужностями. В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью; и учимся для школы, а не для жизни.

Сенека о мудреце

Письмо IX

(1) Эпикур порицал тех, кто утверждает, будто мудрецу никто, кроме него самого, не нужен и потому ничьей дружбы не требуется. В том и разница между ними (эпикурейцами) и нами (стоиками): наш мудрец побеждает все неприятное, но чувствует его, а их мудрец даже и не чувствует. Общее же и у нас и у них вот что: мудрому никто, кроме него самого, не нужен. Но хоть с него и довольно самого себя, ему все же хочется иметь и друга, и соседа, и товарища. Как ищут самое прекрасное, не прельщаясь прибылью, не боясь переменчивости фортуны. Кто заводит друзей на всякий случай, тот лишает дружбу ее величия. (13) Мудрому никто, кроме него самого, не нужен... Мудрому довольно самого себя для того, чтобы жить блаженно, а не для того, чтобы жить. Для жизни ему многое потребно, а для блаженства только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну. (14) Хрисипп говорит, что мудрец ни в чем не терпит нужды, хотя потребно ему многое. Мудрецу нужны и руки, и глаза, и еще многое, без чего не обойтись в повседневной жизни, а нужды он не терпит ни в чем. Ведь нужда - это необходимость, а для мудрого необходимости нет. (15) Значит, хотя мудрец и довольствуется самим собой, в друзьях он все же имеет потребность и хочет иметь их как можно больше, но не для блаженной жизни, - ведь жить блаженно может он и без друзей. … (17) Покуда он может вершить дела по своему усмотрению, он, хоть ни в ком, кроме себя, не нуждается, берет жену, хоть ни в ком не нуждается, родит детей, хоть ни в ком не нуждается, не станет жить, если придется жить, не видя ни единого человека. К дружбе влечет его не собственная польза, а естественная тяга. Ведь от роду заложено в нас влечение ко многим вещам, в их числе и к дружбе. Подобно тому как всем ненавистно одиночество, подобно тому как стремление жить сообща естественно объединяет человека с человеком, так есть и здесь некое побуждение, заставляющее нас стремиться к дружбе. (18) Но, хоть мудрец и любит как никто друзей, … все же он будет верить, что все его благо в нем самом. […] "Все мое со мной" - справедливость, добродетель, разумность, сама

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
107 Kb
Скачали:
0