Охрана труда монтеров пути
Работа монтеров пути связана с движением поездов, требует особой бдительности, четкого и беспрекословного выполнения указаний руководителя работ. Рабочие места монтеров пути расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижного состава. Условия труда усложняются еще и тем, что железные дороги работают круглосуточно, в любое время года и при любой погоде. В зимний период резко ухудшается состояние производственного участка. Из-за снежных заносов ухудшаются условия перехода путей, передвижение по междупутью. В гололед увеличивается опасность падений, в холодное время года ношение теплой одежды затрудняет движение, ухудшает слышимость сигналов, поэтому возрастает опасность наезда подвижного состава на людей. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к отморожению.
При производстве путевых работ помимо угрозы наезда подвижного состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузозахватных механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного инструмента. Орудия труда и материалы, используемые в работе монтерами пути, имеют большую массу, что кроме опасности механических травм, создает повышенные физические нагрузки, поэтому труд монтеров пути является работой с тяжелыми и вредными условиями труда.
Проход от места сбора на работу и обратно разрешается только по обочине земляного полотна или в стороне от пути, а на станциях и по широкому междупутью – по установленным маршрутам. Проход по пути допускается в исключительных случаях. При этом на 2-х путных и многопутных линиях необходимо идти только навстречу правильному движению поездов, не забывая, что они могут следовать и в неправильном направлении. Рабочие идут группой в один или два ряда. Руководитель следует позади группы, ограждая ее красным сигналом. Впереди идет проинструктированный монтер пути также с красным сигналом. При плохой видимости выделяются дополнительные сигналисты, ограждающие группу с обеих сторон на расстоянии не ближе 500 м, а на скоростных участках – 800 м. При приближении поезда, в том числе и по соседнему пути на расстоянии до 400 м, а при скоростном движении за 5 минут до прохода поезда все должны сойти с пути на ближайшую обочину и находиться от крайнего рельса на расстоянии не менее 2 м (4 м при пропуске скоростного поезда), 10 м – при работе путевого струга, 5 м – путеукладчика и электробалластера. При пропуске щебнеочистительной машины, двухпутных и роторных снегоочистителей надо сойти в сторону, противоположную выбросу снега или засорителей и находится не ближе 5 м от крайнего рельса.
Нельзя оставаться на мостах длиной менее 50 м, если к ним подходит поезд. При длине моста более 50м укрываться следует соответственно на специальных площадках или в нишах. При пропуске скоростного поезда рабочие должны быть выведены за пределы моста не менее чем за 5 минут.
На станциях следует переходить пути под прямым углом, не наступая на рельсы и не ставя ногу между остряком и рамным рельсом. Занятые подвижным составом пути переходят, пользуясь тормозными площадками. Вагоны, стоящие на путях, разрешается обходить не ближе чем за 5м, запрещается пролезать и перетаскивать инструмент или материалы под вагонами, переходить по ударным и сцепным прибором или между вагонами, если расстояние между ними менее 10м. Во всех случаях после пропуска поезда, прежде чем выйти на путь, необходимо убедиться, не следует ли за ним отдельный локомотив или другая подвижная единица.
Особую бдительность необходимо проявлять при нахождении на ж.д. путях в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях, когда видимость и слышимость значительно ухудшается. Зимой необходимо также остерегаться наледей, сугробов снега, с тем, чтобы не поскользнуться и не упасть.
Требования безопасности во время работы.
Все работы на ж. д. путях должны производиться с соблюдением ПТЭ, Инструкции по сигнализации и Правил по технике .безопасности. Ограждение места работ предшествует началу выполнения большинства путевых работ и должно обеспечивать своевременное и надежное оповещение работающих о подходе поездов.
В систему ограждения входят: выставленные переносные сигналы и сигнальные знаки, петарды, автоматическая сигнализация, телефонная связь, сигналисты по охране сигналов и оповещению работающих о приближении поездов. Сигналами остановки ограждаются работы связанные с нарушением целостности пути, препятствия для движения поездов.
Сигналами уменьшения скорости ограждаются работы, связанные с изменением положения рельсового пути в плане и профиле, ослабление рельсо-шпальной решетки.
Знаки "С" (свисток ) устанавливаются для предупреждения работающих о приближении поездов. При производстве работ на одном из путей 2-х путного или многопутного участков независимо от того какими сигналами ограждается место работы, по соседнему пути должны устанавливаться сигнальные знаки "С", кроме работ, при которых соседний путь ограждается сигналами остановки.
О производстве работ, которые должны ограждаться сигналами остановки или уменьшения скорости, поездам должны выдаваться предупреждения. При производстве путевых работ, не ограждаемых сигналами остановки или уменьшения скорости, но выполняемых в условиях плохой видимости, при работе с электрическим инструментом, ухудшающих слышимость, руководитель работ обязан выдавать предупреждения на поезда и выставлять сигналиста с рожком. Сигналист должен стоять возможно ближе к работающей бригаде, но так чтобы видеть поезд с обоих сторон на расстоянии не менее 500 м.
В пределах станции работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, выполняются по согласованию с дежурным по станции и с предварительной записью руководителя работ в журнале формы ДУ-46. Порядок и время выполнения предвиденных работ, требующих закрытия станционных путей и стрелочных переводов, руководитель работ согласовывает накануне с начальником станции. Руководитель работ должен обеспечивать непрерывное наблюдение за приближающимися поездами и своевременно прекращать работу.
При работах в "окно" или с ограждением сигналами остановки, во время прохода поезда по соседнему пути, если он не скоростной, сходить с пути, на котором выполняется работа не надо, достаточно прекратить работы в междупутье и сойти с него.
Если работа связана с переходом через соседний путь, то она должна быть прекращена заранее, чтобы успеть вовремя уйти с пути. При работе инструмент не должен лежать под ногами, а материалы необходимо сложить, чтобы они не мешали сходить с пути.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
При обнаружении на перегоне внезапно возникшего препятствия для движения поездов (лопнувший рельс, выброс пути, обрыв контактного провода, размыв пути, обвал, снежный занос и т. п.) и при отсутствии на месте необходимых переносных сигналов работник должен немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки (днем – красный флаг, ночью – фонарь с красным огнем). Затем сигналом общей тревоги (один длинный и три коротких звука духового рожка) подаваемым непрерывно, вызвать помощь. Когда имеется твердая уверенность с какой стороны должен быть первый поезд, то следует идти ему навстречу и уложить петарды на расстоянии Б от места препятствия, а затем уложить их на таком же расстоянии с другой стороны препятствия. Если подход поезда неизвестен, то на 2-х и многопутных участках при препятствии на одном из пути петарды в первую очередь укладывают со стороны ожидаемого поезда правильного направления, а при препятствии на двух и более путях следует оставаться у препятствия. При наличии препятствия на одном пути 2-х или многопутного участка останавливают поезд, следующий по соседнему пути, и заявляют машинисту о наличии препятствия с указанием километра и пути, на котором оно возникло.
После выполнения работы на железнодорожных путях необходимо собрать применяемый при работе путевой инструмент, сдать его руководителю работ и возвращаться к установленному месту сбора по маршруту служебного прохода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.