Тема 16. Административно-территориальное устройство России
Вопросы
-
Понятие административно-территориального устройство государства
-
Особенности административно-территориального устройства РФ
-
Структура управления административно-территориальным устройством РФ
-
Проблемы развития административно-территориального устройства РФ
Литература
-
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления : Учебник. - М. : ТК Велби, 2006. - Раздел III. - Тема 19. - C. 482-511.
-
Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Т. 2. - Глава 10. - § 1-5. - С. 96-142.
-
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 12. - С. 307-341.
Административно-территориальное устройство государства
-
способ политико-территориальной организации государства
-
2) система взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах
-
3) распределение власти между центральными органами управления
Типы государственного устройства
Федерализм
-
система структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и регионов
-
Признаки федерализма:
-
объединение в рамках единого государства территориальных единиц (в России – субъектов федерации)
-
конституционное разграничение компетенций между ними и центром
-
недопустимость изменения границ без согласия субъектов
Принципы федерализма
-
добровольность объединения
-
принятие федеральной Конституции и конституционных актов субъектов
-
однопорядковый статус субъектов
-
конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и субъектов
-
общая территория и гражданство
-
единая денежная и таможенная система
-
федеральная армия и другие институты, обеспечивающие безопасность
Федерация
-
одна из форм организации государства – формирование его из нескольких государств или «государственноподобных» образований, обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью
Важнейшие аспекты формирования федерации
-
выбор территориальных единиц (обычно основан на традиции)
-
определение критериев выделения этих единиц (географический, экономический, этнический, исторический)
-
определение правового статуса
-
определение реального характера взаимодействия центра и территорий
Российская Федерация
-
Федеративное государство
-
В состав федерации входят 83 субъекта
-
Статус субъектов:
-
Республики
-
Края
-
Области
-
Автономные округа
-
Автономная область
-
Города федерального значения
Российская Федерация
-
статус каждого субъекта определяется Конституцией и основным законом субъекта (Конституция, Устав)
-
отсутствует право выхода из состава РФ
-
статус субъектов может быть изменен по взаимному согласию его и центра в соответствии с законом
-
границы между субъектами могут быть изменены по взаимному согласию
Предметы ведения
-
Предметы ведения РФ
-
Предметы совместного ведения
Ведение РФ (основные предметы)
-
Принятие и изменение Конституции и федеральных законов
-
Федеративное устройство и территория
-
Система федеральных органов власти
-
Федеральная политика и федеральные программы
-
Правовые основы единого рынка
-
Федеральный бюджет
-
Федеральная энергосистема
-
Внешняя политика и внешнеэкономические отношения
-
Оборона и безопасность
-
Статус и защита границ
Совместное ведение (основные предметы)
-
обеспечение соответствия Конституции нормативных актов субъектов
-
защита прав и свобод
-
владение землей и природными ресурсами
-
разграничение государственной собственности
-
природопользование и экологическая безопасность
-
социальная сфера
-
меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями
-
общие принципы налогообложения
-
защита исконной среды обитания
Федеральные округа
-
Созданы в соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 года
-
В настоящее время – 8
Федеральные округа
Структура управления административно-территориальным устройством
-
Совет Федерации
-
Государственная Дума
-
Правительство
-
Государственный Совет
-
Полномочный представитель Президента в Федеральном округе
-
Субъекты РФ
Совет Федерации
-
предусматривает представительство субъектов федерации в законодательном процессе
-
обеспечивает функционирование Комитета по делам Федерации и региональной политике
Государственная Дума
-
вносит предложения по программам и законопроектам
-
предварительно рассматривает законопроекты, готовит заключения по законопроектам
-
разрабатывает проекты постановлений
-
проводит парламентские слушания
-
подводит итоги практического применения законов
-
обеспечивает функционирование Комитетов по делам Федерации и региональной политике и по делам национальностей
Правительство
-
Министерство регионального развития
-
Федеральный орган, осуществляющий следующие функции:
-
выработка государственной политики в сфере развития субъектов РФ и муниципальных образований
-
нормативно-правовое регулирование
-
координация и контроль деятельности органов власти субъектов
Государственный Совет
-
создан в 2000 году
-
является совещательным органом при Президенте
-
входят руководители субъектов РФ
-
Президиум – 7 членов Госсовета (ротация через полгода)
-
обсуждают проблемы, связанные со взаимоотношениями федерального центра и субъектов
Полномочный представитель Президента в Федеральном округе
-
Федеральный государственный служащий в составе Администрации Президента:
-
контролирует исполнение решений федеральных органов власти
-
собирает и анализирует информацию
-
вносит предложения по кадровым назначениям
-
координирует работу государственных органов
Противоречия и проблемы административно-территориального развития
-
смешанный принцип построения (выделение субъектов РФ на этнической и на территориальной основе)
-
«матрешечная» структура Федерации
-
автономная область и округа, с одной стороны, имеют равный статус с другими субъектами, с другой стороны, входят в них
Противоречия и проблемы административно-территориального развития
-
асимметричность Федерации, созданной по смешанному принципу, проявляющаяся в разнице статусов:
-
Республики (признаются государствами, имеют свои Конституции, государственный язык)
-
Области, края, города федерального значения, автономная область, округа – уставы и законодательство
Противоречия и проблемы административно-территориального развития
-
существенные различия по уровню социально-экономического развития субъектов РФ
-
спорный принцип представительства в Совете Федерации
Противоречия и проблемы административно-территориального развития
-
запутан вопрос о разграничении полномочий (Конституция и иные договоры)
-
к вопросам совместного ведения относятся 14 позиций, что создает правовую неопределенность
-
вопросы ведения субъектов РФ в Конституции не перечисляются
-
усложнен процесс объединения субъектов РФ
Противоречия и проблемы административно-территориального развития
-
слишком большие различия во внутреннем государственно-политическом устройстве РФ. Различные формы правления:
-
Президентская
-
Парламентская (Удмуртия, Карелия)
-
Смешанная (Адыгея, Башкортостан)