Административно-территориальное устройство России. Понятие административно-территориального устройство государства. Особенности административно-территориального устройства РФ

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Тема 16. Административно-территориальное устройство России

Вопросы

  1. Понятие административно-территориального устройство государства
  2. Особенности административно-территориального устройства РФ
  3. Структура управления административно-территориальным устройством РФ
  4. Проблемы развития административно-территориального устройства РФ

Литература

  • Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления : Учебник. - М. : ТК Велби, 2006. - Раздел III. - Тема 19. - C. 482-511.
  • Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Т. 2. - Глава 10. - § 1-5. - С. 96-142.
  • Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 12. - С. 307-341.

Административно-территориальное устройство государства

  1. способ политико-территориальной организации государства
  2. 2) система взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах
  3. 3) распределение власти между центральными органами управления

Типы государственного устройства

Федерализм

  • система структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и регионов
  • Признаки федерализма:
  • объединение в рамках единого государства территориальных единиц (в России – субъектов федерации)
  • конституционное разграничение компетенций между ними и центром
  • недопустимость изменения границ без согласия субъектов

Принципы федерализма

  • добровольность объединения
  • принятие федеральной Конституции и конституционных актов субъектов
  • однопорядковый статус субъектов
  • конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и субъектов
  • общая территория и гражданство
  • единая денежная и таможенная система
  • федеральная армия и другие институты, обеспечивающие безопасность

Федерация

  • одна из форм организации государства – формирование его из нескольких государств или «государственноподобных» образований, обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью

Важнейшие аспекты формирования федерации

  • выбор территориальных единиц (обычно основан на традиции)
  • определение критериев выделения этих единиц (географический, экономический, этнический, исторический)
  • определение правового статуса
  • определение реального характера взаимодействия центра и территорий

Российская Федерация

  • Федеративное государство
  • В состав федерации входят 83 субъекта
  • Статус субъектов:
  • Республики
  • Края
  • Области
  • Автономные округа
  • Автономная область
  • Города федерального значения

Российская Федерация

  • статус каждого субъекта определяется Конституцией и основным законом субъекта (Конституция, Устав)
  • отсутствует право выхода из состава РФ
  • статус субъектов может быть изменен по взаимному согласию его и центра в соответствии с законом
  • границы между субъектами могут быть изменены по взаимному согласию

Предметы ведения

  • Предметы ведения РФ
  • Предметы совместного ведения

Ведение РФ (основные предметы)

  • Принятие и изменение Конституции и федеральных законов
  • Федеративное устройство и территория
  • Система федеральных органов власти
  • Федеральная политика и федеральные программы
  • Правовые основы единого рынка
  • Федеральный бюджет
  • Федеральная энергосистема
  • Внешняя политика и внешнеэкономические отношения
  • Оборона и безопасность
  • Статус и защита границ

Совместное ведение (основные предметы)

  • обеспечение соответствия Конституции нормативных актов субъектов
  • защита прав и свобод
  • владение землей и природными ресурсами
  • разграничение государственной собственности
  • природопользование и экологическая безопасность
  • социальная сфера
  • меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями
  • общие принципы налогообложения
  • защита исконной среды обитания

Федеральные округа

  • Созданы в соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 года
  • В настоящее время – 8

Федеральные округа

Структура управления административно-территориальным устройством

  • Совет Федерации
  • Государственная Дума
  • Правительство
  • Государственный Совет
  • Полномочный представитель Президента в Федеральном округе
  • Субъекты РФ

Совет Федерации

  • предусматривает представительство субъектов федерации в законодательном процессе
  • обеспечивает функционирование Комитета по делам Федерации и региональной политике

Государственная Дума

  • вносит предложения по программам и законопроектам
  • предварительно рассматривает законопроекты, готовит заключения по законопроектам
  • разрабатывает проекты постановлений
  • проводит парламентские слушания
  • подводит итоги практического применения законов
  • обеспечивает функционирование Комитетов по делам Федерации и региональной политике и по делам национальностей

Правительство

  • Министерство регионального развития
  • Федеральный орган, осуществляющий следующие функции:
  • выработка государственной политики в сфере развития субъектов РФ и муниципальных образований
  • нормативно-правовое регулирование
  • координация и контроль деятельности органов власти субъектов

Государственный Совет

  • создан в 2000 году
  • является совещательным органом при Президенте
  • входят руководители субъектов РФ
  • Президиум – 7 членов Госсовета (ротация через полгода)
  • обсуждают проблемы, связанные со взаимоотношениями федерального центра и субъектов

Полномочный представитель Президента в Федеральном округе

  • Федеральный государственный служащий в составе Администрации Президента:
  • контролирует исполнение решений федеральных органов власти
  • собирает и анализирует информацию
  • вносит предложения по кадровым назначениям
  • координирует работу государственных органов

Противоречия и проблемы административно-территориального развития

  • смешанный принцип построения (выделение субъектов РФ на этнической и на территориальной основе)
  • «матрешечная» структура Федерации
  • автономная область и округа, с одной стороны, имеют равный статус с другими субъектами, с другой стороны, входят в них

Противоречия и проблемы административно-территориального развития

  • асимметричность Федерации, созданной по смешанному принципу, проявляющаяся в разнице статусов:
  • Республики (признаются государствами, имеют свои Конституции, государственный язык)
  • Области, края, города федерального значения, автономная область, округа – уставы и законодательство

Противоречия и проблемы административно-территориального развития

  • существенные различия по уровню социально-экономического развития субъектов РФ
  • спорный принцип представительства в Совете Федерации

Противоречия и проблемы административно-территориального развития

  • запутан вопрос о разграничении полномочий (Конституция и иные договоры)
  • к вопросам совместного ведения относятся 14 позиций, что создает правовую неопределенность
  • вопросы ведения субъектов РФ в Конституции не перечисляются
  • усложнен процесс объединения субъектов РФ

Противоречия и проблемы административно-территориального развития

  • слишком большие различия во внутреннем государственно-политическом устройстве РФ. Различные формы правления:
  • Президентская
  • Парламентская (Удмуртия, Карелия)
  • Смешанная (Адыгея, Башкортостан)

Похожие материалы

Информация о работе