Цель и задачи изучения темы
Цель – усвоить сущность и методику эвристического экспертного прогнозирования.
Задачи:
- сформировать представление о сущности и методах эвристического экспертного прогнозирования,
- усвоить такие методы прогнозирования, как метод интервью, метод аналитических записок, метод сценариев, метод экспертных комиссий.
Эвристическое (или экспертное) прогнозирование отличается от экстраполяционного тем, что в нем, как правило, не используются жесткие количественные методы. Основой разработки прогноза является индивидуальное или коллективное экспертное знание. Наиболее оптимальна данная методика в тех случаях, когда в объекте прогнозирования сложно найти какие-либо линейные тренды, а факторов, влияющих на его развитие, слишком много и аналитически просчитать их все невозможно.
Экспертные методики подразделяются на индивидуальные и коллективные, зависящие от того, один эксперт или группа экспертов являются субъектами прогнозирования. Коллективные методики, в свою очередь, могут использовать совместную или индивидуальную работу экспертов. В последнем случае экспертные оценки обрабатываются и обобщаются, то есть объективируются.
Одной из существенных сложностей в применении экспертных методов является отбор экспертов.
Отбор экспертов начинается с определения объекта прогнозирования и составления списка специалистов, компетентных в данной сфере. Дальнейший отбор экспертов осуществляется с использованием формальных и неформальных критериев с выставлением им оценок по данным критериям. Формальными критериями могут являться должность, научная квалификация, наличие научных и иных публикаций по данной проблематике. Неформальными критериями является репутация, которую можно измерить, предложив соответствующую оценку другим экспертам, или даже самооценку потенциального эксперта.
Метод интервью основан на беседе заинтересованного в прогнозе лица с экспертом. В зависимости от степени формализации интервью может строиться на ответах на заранее продуманные вопросы, иногда даже с вариантами ответов, либо же носить характер свободной беседы. В последнем случае особенно важна компетентность самого интервьюера и его умение ставить вопросы, а также установить контакт с экспертом. Достоинством данного метода является его низкая стоимость и небольшие временные затраты; недостатком ограниченность горизонта прогнозирования мнением одного эксперта.
Метод аналитических записок состоит в постановке перед экспертом прогнозной задачи и передаче ему совокупности материалов для анализа. Эксперт оформляет свой прогноз в виде аналитической записки, в том числе, возможно, по образцу, заданном при постановке задачи.
Метод сценариев заключается в постановке перед экспертом задачи представить аналитическое описание будущего состояния объекта. Часто такая задача ставится с определенным условием – что произойдет, если будет действовать какой-либо конкретный фактор.
Метод экспертных комиссий представляет собой разработку прогнозного документа объединенными в комиссию экспертами. Организационно метод строится как «круглый стол». Порядок деятельности экспертной комиссии строится по следующей процедуре:
1. Представляется описание реальной ситуации.
2. Экспертами предлагаются возможные альтернативы ее развития.
3. Полученные экспертные материалы анализируются и обобщаются.
К методам коллективного экспертного прогнозирования относятся также мозговая атака и метод Дельфи, описанные ранее как методы коллективной работы над проектом.
В настоящее время часто говорят о форсайте как передовой технологии предвидения будущего, позволяющей преодолеть недостатки традиционных методов прогнозирования и планирования. Форсайт – это метод экспертного прогнозирования, целью которого является представление образа желаемого будущего в относительно долгосрочной перспективе с использованием комплекса методик.
По мнению его сторонников, форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее) «рисует простые картины будущего, сформированные с помощью довольно сложной и трудоемкой технологии опроса и согласования мнений многих заинтересованных лиц … Здесь реализуется возвратный цикл от сложного к простому и обратно к сложному: прогнозирование→планирование→футуристика→форсайт»[1].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.