Нередко понятия «социальная инженерия» и «социальное проектирование» употребляют как синонимы. Тем не менее, по сравнению с понятием «социальная инженерия», понятие «социальное проектирование» более объемно и имеет большую гуманистическую направленность.
Фактически все Новое и Новейшее время было ознаменовано масштабными социальными проектами – революциями, многие из которых сочетали стихийный взрыв недовольства широких масс с программами общественного переустройства, которые предлагали интеллектуалы. Наиболее ярким примером была русская революция 1917 г., которая осуществлялась под знаменем марксистской теории наступления коммунизма.
Проектирование в социальной области, которое предусматривало не глобальные, а локальные изменения, стало широко распространяться уже в 50-х гг. XX в. в странах с рыночной экономикой. Активизации работы по проектам способствовал рост масштабов и сложности предпринимательской деятельности, жесткая конкуренция. «Управление проектами» (Project Management) становится одним из перспективных направлений менеджмента. Основой бизнес-проектного мышления была опора на показатели экономической эффективности (соответствия окончательной стоимости проектируемого объекта объему выделенных ассигнований, величины экономии, размеров прибыли). Такой подход, был, безусловно, мало применим в социальной работе и другой деятельности социокультурного характера. В 1990-е годы мышление проектами становится одной из основ менеджмента, в том числе в социальной и культурной сферах. Но это уже иное мышление, чем было присуще проектировщикам прошлых лет: если раньше (например, для инженерной деятельности - с начала века особенностью проектной деятельности была установка на немедленную конкретную реализацию проекта, то с 1970-х годов возобладала новая идея: цели проектирования могут быть определены «только после исследования ценностей, после определения будущей ценностной среды, нового ценностного мира, в который впишется реализованный проект»[6].
При всех позитивных эффектах социального проектирования следует указать и на возможные издержки данного метода управления.
Во-первых, это возможность «разрывов» в едином процессе управления – принятие частных, не основных целей в качестве главных.
Во-вторых, это чрезмерная формализация и бюрократизация процесса, обусловленная необходимостью составления и сопровождения программных документов, принятия контрольных показателей, формирования контролирующих структур и т.п.
В-третьих, это риск имитации достижения реальных целей сугубо формальным исполнением показателей.
В современных концепциях следует выделить несколько теоретических подходов.
Объектно-ориентированный подход, наиболее распространенный в российской науке (термин предложен Т.М. Дридзе). С позиций такого подхода социальный проект имеет целью создание нового или изменение имеющегося объекта, выполняющего значимую социальную функцию (например, школу, больницу либо социальные отношения в какой-либо сфере). Главной задачей проектировщика в этих условиях является определение и обоснование параметров будущего состояния объекта и обеспечение оптимальных условий для его возникновения. По определению Ж.Т. Тощенко, «социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов»[7]. Социальное проектирование рассматривается как специфическая плановая деятельность, суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных проектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов. В силу этого, в частности, диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений»[8].
Проблемно-ориентированный (или программно-целевой) подход. Для него характерно: 1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального процесса как равноправных; 2) понимание проектирования как завершающего этапа социальной диагностики; 3) акцентирование обратной связи между конструктивным и диагностическим аспектами проективной работы; 4) принцип социального участия – участия всех субъектов, заинтересованных в принятии решения. Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах. Доктрина «public participation», развивающаяся в США и Европе с 1960-х годов, более всего затрагивает градостроительные решения (ее зародыш содержался в критике планирования городского развития без учета интересов потребителей, отказ от практики осуществления архитектурных решений, исходя из представления о рациональном городе, о функциональной основе жизни людей). Доктрина строится на переходе от функционального к средовому (environmental) подходу — с активным участием жителей города в разработке и осуществлении социальных проектов.
Первый и второй подходы связаны, прежде всего, с созданием и реализацией крупных проектов. При разработке и реализации малых проектов они не вполне эффективны.
Субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход, разрабатываемый В.А. Луковым,исходит из акцентирования интереса разработчика проекта, который
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.