Сравнительная оценка эффективности деятельности энергопредприятия на конкурентном рынке. Финансы. Показатели ликвидности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра экономики и управления

Методические указания

для выполнения курсовых работ по дисциплине

МАРКЕТИНГ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Для студентов специальности

060800 – Экономика и управление на предприятии электроэнергетики

Чернигов 2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение

Для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики от специалистов экономистов-менеджеров требуются глубокие знания рыночных механизмов, принципов и методов изучения рынка, основ стратегического планирования, эффективного воздействия на конкурентные позиции предприятия в рыночных условиях. Такие знания дает маркетинг как рыночная концепция управления и принятия управленческих решений.

Цель курсовой работы - более глубокое изучение и освоение теории (методики) и практики решения актуальных вопросов маркетинговой деятельности электроэнергетического предприятия:

•  исследования конкурентных возможностей энергопредприятия;

•  выбора эффективного варианта электроснабжения (сбыта);

•  определения объема производства, обеспечивающего безубыточность (прибыльность) деятельности энергопредприятия.

Ниже приводятся методические указания, контрольные задания по трем разделам курсовой работы.

Курсовая работа выполняется после изучения дисциплины «Маркетинг в электроэнергетике» и дает возможность студенту самостоятельно разработать практические вопросы маркетинга фирмы.

Курсовая работа или отдельные ее разделы могут быть выполнены на основе информации энергопредприятия, на котором работает студент, о затратах на производство электроэнергии, тарифах, объемах производства, продаж и т.д.

ЗАДАНИЕ

Раздел 1. Сравнительная оценка эффективности деятельности энергопредприятия на конкурентном рынке

Цель раздела 1 - освоение практических вопросов изучения и анализа конкурентного рынка, определение конкурентных позиций энергопредприятия методом балльных оценок, широко используемым на практике.

Оценку сильных и слабых сторон деятельности энергопредприятия на конкурентном рынке выполнить по показателям, содержащимся в табл. 1.1 и систематизированным по трем основным направлениям хозяйственно-предпринимательской деятельности предприятия: 1 - финансы, 2 - производство, 3 - маркетинг.

1.3. Позиция энергопредприятия по отношению к предприятиям-конкурентам (графа 3 табл. 1.1) оценивается экспертно баллами по каждому варианту (от варианта 0 до варианта 9 - графы 4-8 табл. 1.1). Каждый показатель в таблице оценивается по пятибалльной системе от 1 (наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности предприятия) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для оцениваемого предприятия (по выполняемому варианту курсовой работы графы 4-8 табл. 1.1), так и для среднего значения показателя предприятий-конкурентов (графа 3 табл. 1.1).

Таблица 1.1

Исходные данные

Показатели по видам деятельности

Весовой коэффициент аij

Ср.зн. конкурентов

Варианты

1,2

3,4

5,6

7,8

9,0

1. Финансы. Показатели ликвидности

1.1. Коэффициент текущей ликвидности

0,14

3

4

4

4

2

5

1.2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,12

3

3

5

4

3

5

1.3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

3

4

4

4

2

5

1.4. Коэффициент маневренности оборотных средств

0,06

4

5

5

4

3

5

1.5. Доля собственных средств в общей сумме активов баланса

0,1

3

3

5

4

2

5

1.6. Обеспеченность запасов и затрат собственными средствами

0,09

3

2

5

4

2

5

1.7. Коэффициент покрытия платежей по кредитам

0,1

3

4

4

4

1

5

1.8. Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций

0,1

2

3

5

4

3

5

1.9. Отношение основных средств к текущим активам

0,09

2

4

4

4

2

4

II. Производство

2.1 .Удельный расход топлива (ут/кВт-ч)

0,25

3

5

5

3

3

5

2.2.Штатный коэффициент

0,15

3

5

5

4

2

5

2.3.Коэффициент использования мощности электростанции

0,15

2

3

4

4

2

5

2.4.Расход эл. энергии на собственные нужды

0,05

3

3

4

3

3

5

2.5.Объем продаж на 1 руб. произв. фондов (единицу кап. вложений) электростанции

0,1

3

5

5

4

2

5

2.6.Возможность перехода на новый вид топлива

0,08

3

4

5

3

2

5

2.7.Возраст энергетического оборудования

0,1

3

3

4

5

3

3

5

2.8. Резерв мощности

0,12

2

3

4

3

2

4

III. Маркетинг

3.1 Доля рынка сбыта предприятия (сегмент)

0,6

2

3

4

3

2

5

0,2 0,5

3.2.Удельный вес рынка долгосрочных контрактов

0,15

2

3

4

3

2

4

1,2

З.З.Удельный вес (доля) рынка среднесрочных контрактов

0,1

3

4

4

3

5

3.4 Удельный вес (доля) спотового рынка

0,15

2

2

3

4

4

4

Вариант работы выбирается по последней цифре шифра студента.

Оценка пять баллов присваивается тогда, когда предприятие является явным лидером среди конкурентов и лучше, чем любое предприятие на рынке по данному виду деятельности, фактору производства.

Оценка четыре балла присваивается, когда оцениваемый показатель хозяйственной деятельности фирмы достаточно хороший и стабильный, по абсолютной величине выше среднего уровня предприятий-конкурентов.

Оценка три балла присваивается при среднем значении оцениваемого показателя (на уровне среднего значения предприятий-конкурентов) и достаточно устойчивой позиции предприятия на рынке по оцениваемому фактору его деятельности.

Оценка два балла присваивается, когда имеет место ухудшение оцениваемого показателя хозяйственной деятельности и низкая его абсолютная величина; есть повод для беспокойства и предприятию следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.

Оценка в один балл присваивается, когда предприятие попало в кризисную ситуацию, его положение на рынке неустойчиво и позиции предприятия на рынке должны быть улучшены самым кардинальным образом.

Помимо балльной оценки, каждый показатель экспертным путем получает свое весовое значение (весовой коэффициент, содержащийся в графе 2 табл. 1.1). Сумма всех весовых коэффициентов по каждому виду деятельности равна единице.

На основании сбора и первичной обработки информации о производственной, финансовой и маркетинговой деятельности энергопредприятия группой наиболее квалифицированных работников фирмы, включая и внешних экспертов, даны балльные оценки показателей по каждому оцениваемому виду деятельности, представленные в табл. 1.1. При этом в таблицу внесены средние значения экспертных оценок по каждому оцениваемому показателю.

Методом балльных оценок определить (рассчитать) балльные оценки по каждому из анализируемых видов деятельности.

Сравнительную оценку эффективности деятельности энергопредприятия

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
212 Kb
Скачали:
0