Философия, её сущность, структура и функции. Место и роль философии в культуре. Философия Древнего общества, Средних веков и Возрождения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Одобрено методической                                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

комиссией Института                                                                               Директор Института истории и философии                                                                                _________________

«15» марта 2003 г.

председатель МК                                                                                       «20.» апреля 2003 г.

___________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ФИЛОСОФИЯ

Специальность "журналистика" (ОЗО)

Институт массовых коммуникаций

Кафедра философии

Курс 4, семестр 8

Лекции 10 час.

Семинарские занятия не предусмотрены

Всего часов 10

Самостоятельная работа 126 час.

Зачет в 8 семестре

Рабочая программа составлена на основании авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии

«15» марта 2003 г.

Заведующий кафедрой

Составитель: к.ф.н,. проф.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ФИЛОСОФИИ.

Рабочая учебная программа курса философии составлена с учетом государственного образовательного стандарта по философии. Её цель состоит в формировании научно-философского мировоззрения студентов на основе усвоения ими знаний в области истории философии и изучения основных проблем философского знания. В процессе обучения у студентов развивается философское мышление – это способность мыслить самостоятельно,  владение современными методами анализа научных фактов и явлений общественной жизни,  умение делать выводы и обобщения. Студент должен освоить основные философские принципы и категории, уметь работать с философскими текстами.

Рабочая учебная программа включает: наименование блоков тем, их содержание, объем в часах, темы семинарских занятий, их содержание и объем в часах, самостоятельная работа студентов, вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу.

ТЕМАТИКА КУРСА:

Тема 1. Введение. Философия, её сущность, структура и функции. Место и роль философии в культуре.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.

Тема 2. Философия Древнего общества, Средних веков и Возрождения.

Тема 3. Философия Нового времени. Классическая немецкая философия.

Тема 4. Философия Западной Европы ХIХ - ХХ века.

Тема  5. Философия в России ХIХ-ХХ века.

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЕГО ПОЗНАНИИ.

Тема 6. Бытие и его структура. Философская и религиозная картины мира. Основные понятия бытия.

Тема 7.  Бытие человека в мире. Общество и его структура. Современные теории общества.

Тема 8. Проблема личности в философии. Свобода и необходимость. Права и обязанности личности.

Тема 9. Познание, его возможности и границы. Рациональное и иррациональное. Проблема истины.

Тема 10. Структура и методология науки. Познавательные, этические и эстетические ценности. Глобальные проблемы современности.

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел 1.ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ.                                     -  (1 час).

1. Философия как основа духовной культуры. Определение философии и проблема ее происхождения. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения: миф, искусство, религия, философия. Особенности философского мировоззрения. Философия и наука.

Структура философского знания. Природа и специфика философских проблем. Философия как учение о мире. Понятие онтологии. Теория познания. Социальная философия и философская антропология. Понятие ценности в философии. Основные философские направления.

Функции философии. Интеллектуальное и воспитательное влияние философии в развитии духовной культуры.

Раздел 2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ. –

2. Философия Древнего общества, Средних веков и Возрождения.                       – (1 час).

Философия Востока и ее своеобразие в сравнении с философией Запада. Возникновение философии в Древней Индии. Веды и ведическая философия. Буддийская философия. Особенности философской мысли Древнего Китая. Древнекитайские философские школы

Основные этапы развития античной философии. Натурфилософия ранних греческих мыслителей. Классическая философия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философия.

Развития философии в контексте средневековой культуры. Византийская философия. Арабский аристотелизм. Западноевропейская схоластика. Спор реалистов и номиналистов. Философия Возрождения. Гуманисты и натурфилософы.

3. Философия Нового времени. Классическая немецкая философия.          – (1 час).

Философия Нового времени в Западной Европе. Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени. Рационализм. Идеи философского Просвещения.

Классическая немецкая философия. Философия И. Канта, его учение о познании, этике и эстетики. Философия Г. Гегеля, его учение о логике, природе и духе. Диалектика в классической  немецкой философии. Философия Л. Фейербаха.

4. Философия Западной Европы 19-20 веков. – (1 час).

Марксистская философия в 19 веке. Рационализм и сциентизм позитивизма, эмпириокритизма и других школ 19 века. Возникновение иррационализма.

Западная философия 20 века. Неопозитивизм и постпозитивизм. Экзистенциализм. Религиозные течения философской мысли на Западе.

5. Философия в России 19-20 веков. – (1 час).

Особенности русской философии. Философия русского Просвещения. Философские идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Философия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философия в русской литературе. Философия всеединства В.С. Соловьева.

Марксизм в России начала 20 века. Русская религиозная философия. Философия в СССР.

Раздел 3.ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЕГО ПОЗНАНИИ.         

6. Бытие и его структура. Философская и религиозная картины мира. Основные понятия бытия. – (1 час).

Проблема бытия в философии. Структура бытия: природа, человек, общество, дух.

Понятие научной картины мира. Философская и религиозная картины мира. Креацианизм и эволюционизм. Развитие и его модели.

Понятия материи, пространства, времени, движения. Единство и многообразие мира. Антропный принцип.

Понятие сознания, его происхождения и сущности. Понятие «идеального». Язык и сознание.

7. Бытие человека в мире.  Общество и его структура. Современные теории общества. – (1 час).

Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Производство и его роль в жизни человека.

Общество и его структура, сферы общественной жизни. Теоретические модели общества.

Общество и государство. Человек и исторический процесс.

8. Проблема личности в философии. Свобода и необходимость. Права и обязанности личности. – (1 час).

Формирование личности, ее структура. Личность и история. Проблемы свободы и ответственности личности.

Права и обязанности личности. Нравственные цели. Человек и культура.

9. Познание, его возможности и границы.  Проблема истины. – (1 час).

Познание как отношение человека к миру. Условия и возможности познания. Знание и вера.

Познание как процесс. Рациональное и иррациональное в познании. Истина и заблуждения.

10. Структура и методология науки. Проблема ценности в философии. Глобальные проблемы современности. – (1 час).

Философские основания науки. Структура научного знания. Методы и формы научного исследования. Специфика социального познания. Роль научной рациональности в развитии современной цивилизации. Наука и нравственность.

Познавательные, этические и эстетические ценности. Ценности жизни и ценности культуры.

Глобальные проблемы и возможность их разрешения. Гуманистический потенциал мирового развития.

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (126 ЧАСОВ).

1.  Знакомство с первоисточниками классиков мировой философии по Антологиям и с отдельными  работами по темам.

2.  Знакомство с философскими журналами «Вопросы философии», «Человек» и др.

3.  Изучение философских проблем отдельных наук по профилю специальности.

3. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1.  Определение философии. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философия и наука.

2.  Специфика философского знания. Структура и функции философии.

3.  Философия Востока: Индия и Китай (основные школы и направления

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0