Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет Транспорта
Реферат
по предмету
«Логика»
«Логические основы общения. Диалог»
студента группы ЭС-21
Научный руководитель:
Гомель
2003
Содержание.
1. Вопросы и ответы. Роль и функции вопросов в общении. 3
2. Вопрос и вопросительное предложение. Прямые и косвенные вопросы. 3
3. Логическое строение вопроса. 4
4. Виды вопросов. 5
4. Ответ и его виды. 8
5. Особенности ответов на некорректные вопросы. 10
6. Правила постановки вопросов. 11
7. Природа и виды диалога. 12
Список литературы. 16
Речь, пекущаяся об истине, должна быть
простой и безыскусственной.
Сенека.
Важной сферой приложения логики являются процессы общения – как осуществляемого с помощью знаковых средств взаимодействия людей, которое вызвано их потребностями и совместной деятельностью.
Неотемливым компонентом общения является вопрос, а комплекс «вопрос-ответ» — его элементарным актом. Рассуждение движется от одного указанного комплекса к другому. При этом вопрос выступает в качестве возбудителя, приводящего мысль в движение.
Существуют виды общения, которые явно предусматривают форму «вопрос-ответ». К ним принадлежат, например, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, диспуты, опросы учащихся, социологические исследования и др. Даже обычный диалог протекает в такой форме, хотя вопросы при этом могут явно не формулироваться. Все, что человек утверждает в форме высказываний, в известном смысле является ответом на тот или иной вопрос, независимо от того, сформулирован он в явном виде или только подразумевается. Более того, одно и то же высказывание может быть ответом на разные вопросы. Определителем того, на какой вопрос отвечает высказывание, является логическое ударение. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить следующие примеры, в которых логическое ударение выделено курсивом: «Вчера мы приехали в Минск поездом», «Вчера мы приехали в Минск поездом*, «Вчера мы приехали в Минск поездом», «Вчера мы приехали в Минск поездом», «Мы вчера приехали в Минск поездом». Поэтому, строго говоря, понимать смысл высказывания — значит, знать, ответом на какой вопрос оно является.
Из сказанного следует, что важнейшей функцией вопроса является коммуникативная, сущность которой состоит в обмене мыслями между людьми. С помощью вопросов осуществляется поиск необходимых для жизнедеятельности конкретных сведений в общем массиве накопленной человечеством информации.
Особенно велика роль вопросов в познании, где они выступают в качестве связующего звена между известным и неизвестным, побуждая тем самым человека к постоянному движению от незнания к знанию, Отношение индивида к реальности можно рассматривать как форму диалога, в котором индивид пытается отыскать ответы на свои вопросы. Человек, таким образом, находится в отношении запроса к природной и социальной среде, а также самому себе. В результате этого появляется вторая, не менее важная функция вопросов — познавательная.
В зависимости от того, какая функция преобладает в вопросе — коммуникативная или познавательная, они делятся на информационные и исследовательские.
Информационными называются вопросы, целью которых является получение сведений, имеющихся у других людей или содержащихся в каких-либо источниках информации. Среди информационных в особую группу можно выделить поисковые вопросы, ответы на которые предусматривают работу по их поиску в источниках информации.
Вопросы, ответы на которые отсутствуют в источниках информации, и целью которых является получение принципиально новых знаний, называются исследовательскими. В известном смысле работа любого ученого сводится к поиску ответов именно на эти вопросы.
Вопросы обычно выражаются вопросительными предложениями. Особенность последних состоит в том, что они несут в себе не утверждения, а требование или просьбу сообщить спрашивающему информацию, которой он не владеет или сомневается в ее истинности. Это требование или просьбу называют вопросительной интенцией предложения.
Предложения, в которых выражаются указанные требования или просьбы и в конце которых ставится вопросительный знак, называются прямыми вопросами. Но вопросы могут быть заданы и в форме утверждений, которые в грамматическом смысле не являются вопросительными предложениями. Например: «Я хочу знать, столицей какого государства является город
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.