ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Одобрено методической «УТВЕРЖДАЮ»
комиссией Института Директор Института истории и философии _________________
«15» марта 2003 г.
председатель МК «20.» апреля 2003 г.
___________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Специальность "журналистика" (ОЗО)
Институт массовых коммуникаций
Кафедра философии
Курс 4, семестр 8
Лекции 10 час.
Семинарские занятия не предусмотрены
Всего часов 10
Самостоятельная работа 126 час.
Зачет в 8 семестре
Рабочая программа составлена на основании авторских разработок
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии
«15» марта 2003 г.
Заведующий кафедрой
Составитель: к.ф.н,. проф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ФИЛОСОФИИ.
Рабочая учебная программа курса философии составлена с учетом государственного образовательного стандарта по философии. Её цель состоит в формировании научно-философского мировоззрения студентов на основе усвоения ими знаний в области истории философии и изучения основных проблем философского знания. В процессе обучения у студентов развивается философское мышление – это способность мыслить самостоятельно, владение современными методами анализа научных фактов и явлений общественной жизни, умение делать выводы и обобщения. Студент должен освоить основные философские принципы и категории, уметь работать с философскими текстами.
Рабочая учебная программа включает: наименование блоков тем, их содержание, объем в часах, темы семинарских занятий, их содержание и объем в часах, самостоятельная работа студентов, вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу.
ТЕМАТИКА КУРСА:
Тема 1. Введение. Философия, её сущность, структура и функции. Место и роль философии в культуре.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.
Тема 2. Философия Древнего общества, Средних веков и Возрождения.
Тема 3. Философия Нового времени. Классическая немецкая философия.
Тема 4. Философия Западной Европы ХIХ - ХХ века.
Тема 5. Философия в России ХIХ-ХХ века.
РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЕГО ПОЗНАНИИ.
Тема 6. Бытие и его структура. Философская и религиозная картины мира. Основные понятия бытия.
Тема 7. Бытие человека в мире. Общество и его структура. Современные теории общества.
Тема 8. Проблема личности в философии. Свобода и необходимость. Права и обязанности личности.
Тема 9. Познание, его возможности и границы. Рациональное и иррациональное. Проблема истины.
Тема 10. Структура и методология науки. Познавательные, этические и эстетические ценности. Глобальные проблемы современности.
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Раздел 1.ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ. - (1 час).
1. Философия как основа духовной культуры. Определение философии и проблема ее происхождения. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения: миф, искусство, религия, философия. Особенности философского мировоззрения. Философия и наука.
Структура философского знания. Природа и специфика философских проблем. Философия как учение о мире. Понятие онтологии. Теория познания. Социальная философия и философская антропология. Понятие ценности в философии. Основные философские направления.
Функции философии. Интеллектуальное и воспитательное влияние философии в развитии духовной культуры.
Раздел 2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ. –
2. Философия Древнего общества, Средних веков и Возрождения. – (1 час).
Философия Востока и ее своеобразие в сравнении с философией Запада. Возникновение философии в Древней Индии. Веды и ведическая философия. Буддийская философия. Особенности философской мысли Древнего Китая. Древнекитайские философские школы
Основные этапы развития античной философии. Натурфилософия ранних греческих мыслителей. Классическая философия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философия.
Развития философии в контексте средневековой культуры. Византийская философия. Арабский аристотелизм. Западноевропейская схоластика. Спор реалистов и номиналистов. Философия Возрождения. Гуманисты и натурфилософы.
3. Философия Нового времени. Классическая немецкая философия. – (1 час).
Философия Нового времени в Западной Европе. Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени. Рационализм. Идеи философского Просвещения.
Классическая немецкая философия. Философия И. Канта, его учение о познании, этике и эстетики. Философия Г. Гегеля, его учение о логике, природе и духе. Диалектика в классической немецкой философии. Философия Л. Фейербаха.
4. Философия Западной Европы 19-20 веков. – (1 час).
Марксистская философия в 19 веке. Рационализм и сциентизм позитивизма, эмпириокритизма и других школ 19 века. Возникновение иррационализма.
Западная философия 20 века. Неопозитивизм и постпозитивизм. Экзистенциализм. Религиозные течения философской мысли на Западе.
5. Философия в России 19-20 веков. – (1 час).
Особенности русской философии. Философия русского Просвещения. Философские идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.
Философия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философия в русской литературе. Философия всеединства В.С. Соловьева.
Марксизм в России начала 20 века. Русская религиозная философия. Философия в СССР.
Раздел 3.ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЕГО ПОЗНАНИИ.
6. Бытие и его структура. Философская и религиозная картины мира. Основные понятия бытия. – (1 час).
Проблема бытия в философии. Структура бытия: природа, человек, общество, дух.
Понятие научной картины мира. Философская и религиозная картины мира. Креацианизм и эволюционизм. Развитие и его модели.
Понятия материи, пространства, времени, движения. Единство и многообразие мира. Антропный принцип.
Понятие сознания, его происхождения и сущности. Понятие «идеального». Язык и сознание.
7. Бытие человека в мире. Общество и его структура. Современные теории общества. – (1 час).
Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Производство и его роль в жизни человека.
Общество и его структура, сферы общественной жизни. Теоретические модели общества.
Общество и государство. Человек и исторический процесс.
8. Проблема личности в философии. Свобода и необходимость. Права и обязанности личности. – (1 час).
Формирование личности, ее структура. Личность и история. Проблемы свободы и ответственности личности.
Права и обязанности личности. Нравственные цели. Человек и культура.
9. Познание, его возможности и границы. Проблема истины. – (1 час).
Познание как отношение человека к миру. Условия и возможности познания. Знание и вера.
Познание как процесс. Рациональное и иррациональное в познании. Истина и заблуждения.
10. Структура и методология науки. Проблема ценности в философии. Глобальные проблемы современности. – (1 час).
Философские основания науки. Структура научного знания. Методы и формы научного исследования. Специфика социального познания. Роль научной рациональности в развитии современной цивилизации. Наука и нравственность.
Познавательные, этические и эстетические ценности. Ценности жизни и ценности культуры.
Глобальные проблемы и возможность их разрешения. Гуманистический потенциал мирового развития.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (126 ЧАСОВ).
1. Знакомство с первоисточниками классиков мировой философии по Антологиям и с отдельными работами по темам.
2. Знакомство с философскими журналами «Вопросы философии», «Человек» и др.
3. Изучение философских проблем отдельных наук по профилю специальности.
3. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Определение философии. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философия и наука.
2. Специфика философского знания. Структура и функции философии.
3. Философия Востока: Индия и Китай (основные школы и направления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.