Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Понятие лингвистической сущности звуков. Лингвистическая природа (социальная сущность)

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по современному русскому языку  для студентов-заочников факультета журналистики, обучающихся по специальности «журналистика», «связи с общественностью»

(задания и методические рекомендации)

Владивосток 2005

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

(Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография)

Задание 1:

А. Прочитайте текст. Выделите в нем часть, в которой дано понятие лингвистической сущности звуков.

Лингвист 19 в. К. Аксаков писал: «Природа как органическая, так и неорганическая вся наполнена звуками, шумами, голосами.

К звукам неорганической природы относятся шелест листьев, шум водопада, стук топора, скрип двери, небесный гром, гул самолета, грохот машин, мелодия скрипки и многие другие звуки. Звуки органической природы: пение птиц, вой зверей, визг обезьян, блеяние овец, мычание коров, мурлыкание котов, жужжание пчел и многие другие звуки.

С точки зрения акустики звуки речи, как и всякие другие звуки – это колебательное движение упругой среды. В результате такого колебания образуется звуковая волна. Общими признаками всяких звуков является высота и сила тона.

Все животные «говорят», но не по-человечески. Обитатели нашей планеты пользуются своеобразным языком  -  системой сигналов.

Например, у обезьян есть «язык» жестов, мимики; у муравьев, кроме жестов, язык запахов.

«Удивительный ум и язык» у дельфинов. Но все нечеловеческие существа «говорят» без слов. Они не понимают слова, которые произносит человек.

Особенностью звуков языка людей является их лингвистическая природа (социальная сущность) – участвовать в выражении смысловых знаков в качестве средства общения. Звуки, соединяясь друг с другом, образуют не только звуковую оболочку слов, но и помогают опознать, различить или отождествить слова, которые используются в человеческом обществе.

Языки животных – явление не социальное, а биологическое.

Языком человек владеет с самых ранних лет, но не самостоятельно и не сразу.

Животные сразу рождаются с определенной системой сигналов, которые повторяют в бесчисленных поколениях свой язык».

Б. Дайте письменно ответы на вопросы:

1)  С какой точки зрения звуки человеческой речи сближаются со всеми другими звуками органической и неорганической природы?

С точки зрения акустики звуки речи, как и всякие другие звуки органической и неорганической природы – это колебательное движение упругой среды. В результате такого колебания образуется звуковая волна. Общими признаками всяких звуков является высота и сила тона.

2)  В чем выражается отличие звуков человеческой речи от многих других звуков?

Особенностью звуков языка людей является их способность участвовать в выражении смысловых знаков в качестве средства общения. Звуки, соединяясь друг с другом, образуют не только звуковую оболочку слов, но и помогают опознать, различить или отождествить слова, которые используются в человеческом обществе.

Языком человек владеет с самых ранних лет, но не самостоятельно и не сразу. В то время как другие звуки – органические и неорганические не являются словами, это определенная система сигналов, такие как языки жестов, мимики, запахов. Животные сразу рождаются с определенной системой сигналов, которые повторяют в бесчисленных поколениях свой язык. Языки животных – явление не социальное, а биологическое.

Задание 2:   Какими звуками различаются по смыслу слова: кот-кит; лук-люк; пальцы-пяльцы; лампа-лямка; жало-жаль; шест-шесть; грипп-гриб; сэр-сер; толь-тюль; полоть-полёт.

Образец:

Угол-уголь [л] – [л’]

Лук – луг  (звуками не различаются).

Кот-кит [ко]-[к’и]

Лук-люк [л]-[л’]

Пальцы-пяльцы [п]-[п’]

Лампа-лямка [ламп]-[л’амк]

Жало-жаль [ло]-[л’]

Шест-шесть [т]-[т’]

Грипп-гриб (звуками не различаются)

Сэр-сер [сэ]-[с’е]

Толь-тюль [то]-[т’у]

Полоть-полёт [от’]-[л’от]

Задание 3:  

Разделите слова на слоги (но не для переноса):

Ра-сска-зчик, вы-сший, прос-той, доб-ро, вой-дем, лод-ка, том-ный, брон-за, ин-ту-и-ци-я, та-лис-ман, дер-жа-ться, по-зже, при-езжать.

Задание 4:  

А. Выпишите из текста к заданию 1 по 3 слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) букв больше, чем звуков; в) звуков больше, чем букв. Почему?

А) Шум [шум], стук [стук], скрип [скрип]. Все звуки в данных словах произносятся так же, как и пишутся.

Б) Листьев 7б.-6з., дельфинов 9б.-8з., в данных словах букв больше, чем звуков, поскольку «ь» в транскрипции обозначается, как «’»,  ранних 6б.-5з., в слове «ранних», двойная «нн» не произносится.

В) Языки 5б.-6з., явление 7б.-8з., в данном случае буква «я» делится на два звука «й» и «и», понимают 8б.-9з., буква «ю» делится на два звука «й» и «у».

Б. Охарактеризуйте  звуки и буквы выписанных слов по образцу:

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
146 Kb
Скачали:
0