МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по современному русскому языку для студентов-заочников факультета журналистики, обучающихся по специальности «журналистика», «связи с общественностью»
(задания и методические рекомендации)
Владивосток 2005
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
(Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография)
Задание 1:
А. Прочитайте текст. Выделите в нем часть, в которой дано понятие лингвистической сущности звуков.
Лингвист 19 в. К. Аксаков писал: «Природа как органическая, так и неорганическая вся наполнена звуками, шумами, голосами.
К звукам неорганической природы относятся шелест листьев, шум водопада, стук топора, скрип двери, небесный гром, гул самолета, грохот машин, мелодия скрипки и многие другие звуки. Звуки органической природы: пение птиц, вой зверей, визг обезьян, блеяние овец, мычание коров, мурлыкание котов, жужжание пчел и многие другие звуки.
С точки зрения акустики звуки речи, как и всякие другие звуки – это колебательное движение упругой среды. В результате такого колебания образуется звуковая волна. Общими признаками всяких звуков является высота и сила тона.
Все животные «говорят», но не по-человечески. Обитатели нашей планеты пользуются своеобразным языком - системой сигналов.
Например, у обезьян есть «язык» жестов, мимики; у муравьев, кроме жестов, язык запахов.
«Удивительный ум и язык» у дельфинов. Но все нечеловеческие существа «говорят» без слов. Они не понимают слова, которые произносит человек.
Особенностью звуков языка людей является их лингвистическая природа (социальная сущность) – участвовать в выражении смысловых знаков в качестве средства общения. Звуки, соединяясь друг с другом, образуют не только звуковую оболочку слов, но и помогают опознать, различить или отождествить слова, которые используются в человеческом обществе.
Языки животных – явление не социальное, а биологическое.
Языком человек владеет с самых ранних лет, но не самостоятельно и не сразу.
Животные сразу рождаются с определенной системой сигналов, которые повторяют в бесчисленных поколениях свой язык».
Б. Дайте письменно ответы на вопросы:
1) С какой точки зрения звуки человеческой речи сближаются со всеми другими звуками органической и неорганической природы?
С точки зрения акустики звуки речи, как и всякие другие звуки органической и неорганической природы – это колебательное движение упругой среды. В результате такого колебания образуется звуковая волна. Общими признаками всяких звуков является высота и сила тона.
2) В чем выражается отличие звуков человеческой речи от многих других звуков?
Особенностью звуков языка людей является их способность участвовать в выражении смысловых знаков в качестве средства общения. Звуки, соединяясь друг с другом, образуют не только звуковую оболочку слов, но и помогают опознать, различить или отождествить слова, которые используются в человеческом обществе.
Языком человек владеет с самых ранних лет, но не самостоятельно и не сразу. В то время как другие звуки – органические и неорганические не являются словами, это определенная система сигналов, такие как языки жестов, мимики, запахов. Животные сразу рождаются с определенной системой сигналов, которые повторяют в бесчисленных поколениях свой язык. Языки животных – явление не социальное, а биологическое.
Задание 2: Какими звуками различаются по смыслу слова: кот-кит; лук-люк; пальцы-пяльцы; лампа-лямка; жало-жаль; шест-шесть; грипп-гриб; сэр-сер; толь-тюль; полоть-полёт.
Образец:
Угол-уголь [л] – [л’]
Лук – луг (звуками не различаются).
Кот-кит [ко]-[к’и]
Лук-люк [л]-[л’]
Пальцы-пяльцы [п]-[п’]
Лампа-лямка [ламп]-[л’амк]
Жало-жаль [ло]-[л’]
Шест-шесть [т]-[т’]
Грипп-гриб (звуками не различаются)
Сэр-сер [сэ]-[с’е]
Толь-тюль [то]-[т’у]
Полоть-полёт [от’]-[л’от]
Задание 3:
Разделите слова на слоги (но не для переноса):
Ра-сска-зчик, вы-сший, прос-той, доб-ро, вой-дем, лод-ка, том-ный, брон-за, ин-ту-и-ци-я, та-лис-ман, дер-жа-ться, по-зже, при-езжать.
Задание 4:
А. Выпишите из текста к заданию 1 по 3 слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) букв больше, чем звуков; в) звуков больше, чем букв. Почему?
А) Шум [шум], стук [стук], скрип [скрип]. Все звуки в данных словах произносятся так же, как и пишутся.
Б) Листьев 7б.-6з., дельфинов 9б.-8з., в данных словах букв больше, чем звуков, поскольку «ь» в транскрипции обозначается, как «’», ранних 6б.-5з., в слове «ранних», двойная «нн» не произносится.
В) Языки 5б.-6з., явление 7б.-8з., в данном случае буква «я» делится на два звука «й» и «и», понимают 8б.-9з., буква «ю» делится на два звука «й» и «у».
Б. Охарактеризуйте звуки и буквы выписанных слов по образцу:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.