Характеристика глагола как части речи по трем критериям. Морфологические свойства. Синтаксические признаки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предупредить – предупреждать (суффиксальный с чередованием);

Грузить – загрузить (префиксальный);

Садиться – сесть (супплетивизм);

Оградить – ограждать (суффиксальный с чередованием);

Наре́зать – нареза́ть (смена места ударения);

Проделать – проделывать (суффиксальный);

Спросить – спрашивать (суффиксальный с чередованием);

Вместить – вмещать (префиксально-суффиксальный);

Ловить – поймать (супплетивизм);

Просить – спрашивать (префиксально-суффиксальный);

Добиться – добиваться (суффиксальный);

Ложиться - лечь (супплетивизм);

Допустить – допускать (суффиксальный);

Становиться – стать (супплетивизм);

Говорить – сказать (супплетивизм);

Доделать – доделывать (суффиксальный);

Обратиться – обращаться (суффиксальный);

Искать – найти (супплетивизм);

Сократить – сокращать (суффиксальный);

Класть – положить (супплетивизм);

Варить – сварить (префиксальный);

Примеры глаголов только совершенного вида:

Поплыть, наговарить, очутиться, ринуться, поспать, раскричаться.

Примеры глаголов только несовершенного вида:

Рассаживать, преобладать, присутствовать, сидеть, находиться.

Двувидовые глаголы совмещают значения совершенного и несовершенного вида. В условиях контекста двувидовой глагол выступает в форме одного вида.

К двувидовым глаголам относятся глаголы с суффиксом – ова-(ть), прова-(ть), -изирова(ть), -фицирова(ть).

Например: организовать, обследовать, использовать, арестовать, атаковать, мобилизовать, телеграфировать, телефонизировать, кодифицировать, а также некоторые глаголы с суффиксом –а(ть), -и(ть), -е(ть) например: обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть, родить, сочетать.


Задание 5. Что такое спряжение глаголов? Приведите примеры разноспрягаемых глаголов. Определите спряжение данных глаголов и образуйте от них форму 3 лица единственного и множественного числа.

Изучить, колыхаться, клеить, бороться, мяукать, лечить, колоть, ненавидеть, лечить, дышать, опускаться, смотреть, гладить, приглашать, объяснять, помогать.

Какие глаголы относятся к изобилующим глаголам, а какие - к недостаточным? Приведите примеры.

Ответ:

Спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам и числам.

Существует два спряжения глаголов. К первому спряжению относятся все глаголы на ЕТЬ, АТЬ, ЯТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ.

Ко второму - все глаголы на ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться. 7 глаголов на ЕТЬ (видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть), 4 глагола на АТЬ (гнать, дышать, держать, слышать).

Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению.

Например: Хотеть – глагол 1 спряжения.

хочешь, хочет – I спряжение;

хотим, хотите, хотят –II спряжение.

 

Бежать – глагол 1 спряжения.

бегу, бежишь, бежит бежим, бежите – 1 спряжение;

бегут – 2 спряжение.

Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица. Такие глаголы называются изобилующими. Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые.

Например: полоскать – поласкает и полощет, махать – махает и машет, хлестать – хлестает и хлещет.

Другие глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено: а) традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;

б) лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе:

осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице.

Изучить – 2 спр. Он/она/оно изучает, они изучают.

Колыхаться – 1 спр. Он/она/оно колышется, они колышутся.

Клеить – 2 спр. Он/она/оно клеит, они клеят.

Бороться – 1 спр. Он/она/оно борется, они борются.

Мяукать – 1 спр. Он/она/оно мяукает, они мяукают.

Лечить – 2 спр. Он/она/оно лечит, они лечат.

Колоть – 1 спр. Он/она/оно колит, они колют.

Ненавидеть – 2 спр. Он/она/оно ненавидит, они ненавидят.

Дышать – 2 спр. Он/она/оно дышит, они дышат.

Опускаться – 1 спр. Он/она/оно опускается, они опускаются.

Смотреть – 2 спр. Он/она/оно смотрит, они смотрят.

Гладить – 2 спр. Он/она/оно гладит, они гладят.

Приглашать – 1 спр. Он/она/оно приглашает, они праглашают.

Объяснять – 1 спр. Он/она/оно объясняет, они объясняют.

Помогать – 1 спр. Он/она/оно помогает, они помогают.

Задание 6.Как связано образование причастных форм с переходностью и видом глаголов? Образуйте от данных глаголов все причастия и деепричастия. В случае затруднения справьтесь в толковом, грамматическом или орфоэпическом словаре. Выделите формообразующие суффиксы причастий и деепричастий.

Включить, передать, занимался, вспугнуть, сразимся, выдавать, понимать.

Ответ:

Причастие – это особая форма, совмещающая свойства глагола

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
149 Kb
Скачали:
0