Понимание каждой из этих оппозиций необходимо не только потому, что дает представление о языковой системе (противопоставлении «язык-речь»), но и потому, что все они имеют реминисценции в других разделах русского языка. Это и орфография (безударные гласные, глухие и непроизносимые согласные, употребление твердого и мягкого знаков и т.д.), и культура речи (ударение, благозвучность речи).
Задания по фонетике и орфоэпии, которые предлагаются, преследуют главным образом одну цель – повторение и закрепление основных правил литературного произношения. Произносительные нормы устной речи по-другому называются орфоэпическими. Их изучает специальный раздел лингвистики – орфоэпия (греч. orthos правильный и epos – речь). Орфоэпия определяет правила произношения отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками. Орфоэпия изучает также акцентологические нормы, т.е. нормы ударения в слове.
Рассмотрим некоторые основные правила литературного произношения, которых необходимо придерживаться.
В школьной транскрипции в целях её упрощения редуцированные звуки [L] и [ъ] обозначаются так же, как [а] под ударением, хотя очевидно, что качество этих звуков различно. Произнесем фразу: выпил молока. Побуквенное (нередуцированное) произношение слова [молока] однозначно воспринимается нами как окающий говор, но и замена безударных гласных на [а] без редукции – [малака] – это сильное аканье. И оканье, и сильное аканье одинаково отражают не литературную норму, а диалектные особенности речи. Именно поэтому в вузах принято обучать более точной транскрипции, более точному обозначению звуков речи.
5. Буквы е, я в первом предударном слоге после мягких согласных обозначают звук, средний между [э] и [и], но более близкий к [и]. В транскрипции он обозначается комбинированным знаком [иэ]: язык [йиэзы̀к], цветы [цв’иэты̀], пяти [п’иэт’ѝ]
После мягких согласных ч и щ на месте буквы а в первом предударном слоге также произносится звук [иэ]. Таких слов в русском языке немного: щавель [щ’иэв’э̀л’], часы [ч’иэсы̀] и др.
6. Во всех остальных (кроме первого) безударных слогах буквы е, я, а после мягких согласных обозначают звук, средний между [и] и [э], но сверхкраткий, сверхредуцированный (вплоть до полного исчезновения). В транскрипции он условно обозначается знаком [ь] («ерь»): пятачок [п'ьтLчо̀к], часовой [ч'ьсLво̀й], лесовоз [л'ьсLво̀с], вынес [вы̀н'ьс]
7. После твердых согласных ж, ш, ц буквы е, а в первом предударном слоге обозначают звук [ыэ]: жена [жыэна̀], жалеть [жыэл’эт’], шестой [шыэсто̀й], церковный [ц’ыэрко̀вный].
Во всех других безударных слогах (кроме первого) е, а после ж, ш, ц обозначают звук [ъ]: целоваться [цълLва̀ц:ъ], шептаться [шъпта̀ц:ъ].
(Знаком [:] обозначается долгота звука. Долгота звука может обозначаться также горизонтальной чертой над согласным).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.