Орфографическая запись слова |
Названия букв |
Кол-во букв |
Фонетическая транскрипция |
Кол-во звуков в слове |
Шум Стук Скрип Листьев Дельфинов Ранних Языки Явление Понимают |
ша, у, эм эс, тэ, у, ка эс, ка, эр, и, пэ эл, и, эс, тэ, мягкий знак, е, вэ дэ, е, эл, мягкий знак, эф, и, эн, о, вэ эр, а, эн, эн, и, ха я, зэ, ы, ка, и я, вэ, эл, е, эн, и, е пэ, о, эн, и, эм, а, ю, тэ |
3 4 5 7 9 6 5 7 8 |
[шум] [стук] [скр’ип] [л’ист’эф] [д’ил’финьф] [ран:’их] [йиэзыки] [йиэвл’ен’иь] [пLн’имайут] |
3 4 5 6 8 5 6 8 9 |
Примечание:
Школьная транскрипция этих слов: [каро̀ф], [су̀щ’нас’т’], [йизы́к]
Задание 5: Какой звук обозначает буква с в словах?
Сон - [с], сжечь - [ж:], сено [с’], сшить [ш:], сбить [с], свить [с], счет [щ’], старость [с’], улыбается [ц].
Задание 6: Охарактеризуйте все фонетические процессы в словах: кружка, сбор, вокзал, пятьсот, арбуз, обижаться, мужчина, расшумелись, шестьсот, устный, детский, праздник
Образец:
сбруя [збру́йь] – озвончение парного глухого перед звонким, редкуция гласного в безударной позиции;
солнце [со́нцъ] – выпадение звука, редукция гласного в безударной позиции;
докладчик [дLкла́ч’:ик] – редукция гласных, стяжение согласных – сочетание дч произносится как [ч’:];
кружка [крушкь] – смягчение согласных - ж произносится как ш, редукция гласного в безударной позиции;
сбор [спор] – смягчение согласных – б, как п;
вокзал [вLгзал] - редукция гласных, озвончение глухого согласного перед звонким;
пятьсот [п’иэц:сот] – я в первом предударном слоге обозначается как [иэ], сочетание согласных тьс звучит как [ц:];
арбуз [Lрбус] - редукция гласных, смягчение согласного;
обижаться [Lбижац:с’ь] - редукция гласных, сочетание согласных тьс звучит как [ц:], редукция гласного в безударной позиции;
мужчина [мущ’инь] - сочетание согласных жч звучит как [щ’], редукция гласного в безударной позиции;
расшумелись [рLш:умел’ис’] - редукция гласных, сочетание согласных сш звучит как [ш:];
шестьсот [шиэс:от] - е в первом предударном слоге обозначается как [иэ], сочетание согласных сть звучит как [с:];
устный [усн:ый] - сочетание согласных стн звучит как [сн:];
детский [децкий] - сочетание согласных тс звучит как [ц];
праздник [праз’н’ик] - сочетание согласных зд в данном случаи звучит как [з’];
Задание 7: Прочитайте вслух затранскрибированные слова. Определите, какие из них (под влиянием просторечия, местных говоров, другого языка, орфографии) произнесены с нарушением норм литературного языка. Дайте в транскрипции параллельную запись литературного произношения этих слов.
[вдру́х], [с’ича́с], [з’д’э́с’], [йазы́к], [п’ату́х], [Lдэ́с:ъ], [м’ы́с’ел’], [тада́], [када́], [хвана́р’], [шынэ́л’], [кънстLнт’и́ръвът’], [ус’о́], [ты́ща], [бро́йьц:ъ], [горът Ираслаф’], [ко́фэ], [во́с’эм], [ща́с’т’а], [л’э́кч’ь], [щ’ав’э́л’], [итого́], [головоло́мный], [с’иго́д’н’ь], [н’иэсла́].
Образец: [иму́], [ску́чнъ] - эти слова произнесены неправильно
Правильно их нужно произносить так: [йиэму́], [ску́шнъ]
[вдру́х], [с’ича́с], [йазы́к], [п’ату́х], [м’ы́с’ел’], [тада́], [када́], [хвана́р’], [ус’о́], [ты́ща], [бро́йьц:ъ], [ко́фэ], [во́с’эм], [ща́с’т’а], [л’э́кч’ь], [щ’ав’э́л’], [итого́], [головоло́мный], [с’иго́д’н’ь] – эти слова произнесены неправильно.
Правильно их нужно произносить так: [вдру́к], [с’иэча́с], [йиэзы́к], [пLту́х], [мы́сл’], [тLгда́], [кLгда́], [фLна́р’], [фс’о́], [ты́сичь], [ко́фиэ], [во́с’иэм], [ща́с’т’ь], [л’э́кч’иэ], [щ’Lв’ел’], [итLво́], [гьльвLло́мный], [с’иво́д’н’ь].
Задание 8: Какое фонетическое явление лежит в основе появления следующих омофонов?
Дайте толкование слов: компания - кампания.
Источником омофонии данных слов является редукция гласных в безударной позиции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.