Сущность цивилизационного подхода к изучению исторического процесса. Цивилизация: понятие, типология. Основные теории цивилизационного развития

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

  В-1.

Тема: Сущность цивилизационного подхода к изучению исторического процесса.

Вопросы: 1. Сущность формационного подхода к изучению исторического процесса.

2. Цивилизация: понятие, типология. Основные теории цивилизацйонного развития.

3. Влияние геополитического и географического факторов на русскую историю. Проблема взаимодействия человека и природной среды.

4. Евразийская концепция: прошлое и настоящее.     Методические указания:

В контрольной работе необходимо раскрыть сущность формационного подход к изучению истории, разработанного в ХIХв. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Покажите в чем его отличие от цивилизационного подхода. Какой вклад внесли в теорию цивилизационного развития Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л.Гумилев? Выделите основные типы цивилизаций и дайте им характеристику.

В чем состоит сущность евразийской концепции? Каковы, на Ваш взгляд, перспективы евразийского движения на современном этапе?

Литература:                                                                   

1. Ссменникова Л.С. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1995.     

2. Сухарчук Г.Д. Восток - Запад: историко-психологические водораздел // Вопросы истории. 1998. № 1

3. Окорочкова Т.С. Цивилизация: понятие, типология. Учебно- методическое пособие. Брянек1997.                                                                                          

В -2

Тема: Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве.                      

Вопросы; 1. Восточнославянские племена в древности.

2. Древние племена на территории Брянского края.                             

3. Религия и культура древних славян.

4. Роль норманнов (варягов) в формировании русского государства. Методические указания;                                         

При выполнении контрольной работы по данной теме необходимо обосновать объективность появления государства восточных славян, обусловленную вызреванием социально-экономических предпосылок в жизни древнерусского общества. Роль норманнов (варягов) в этом процессе носила характер внешнего толчка, катализатора процессов внутреннего развития у славян.                  Литература:

1.  Карамзин Н.М. История Государства Российского. Том I-Ш. (Любое издание).

2. Мельникова ЕЛ., Пструхин ВЯ. Легенда о «призвание варягов» и становление древнерусской историографии //Вопросы истории. 1995. Кг 2.

3.  Новосельцев А.П. Образование Древневнерусского государства и первый его правитель. // Во1фосы истории. 1991 .№ 2-3.

4.  Скрынников Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. 1997. №8.

В-3.

Тема: Цивилизация Древней Руси.

Вопросы: 1.  Социально-экономическое, политическое и культурное развитие государства  Киевская Русь.               2. Крещение Руси. (988г.)

3. Место Древней Руси в цивилизации раннего европейского средневековья.

Методические указания:

В контрольной работе важно показать, что развитие Древней Руси осуществлялось в контексте синхронного с Западной Европой материального и культурного прогресса, а в некоторых областях и с опережением ее.

Почему при выборе государственной религии князь Владимир в 988 году отдал предпочтение православному варианту христианства? Приведите основные аргументы. Необходимо также подчеркнуть роль православной церкви в сохранении русского национального духа, национальной культуры во времена иноземного порабощения.

Литература:

1.  Ключевский В.О. Курс русской истории. Собрание сочинений. Том I-Ш. М. 1989.     

2. Даркевич В.П. Единство и многообразие древнерусской культуры (конец Х-ХШ вв.) // Вопросы истории. 1997. № 4

3. Как была крещена Русь. М. 1989.

В-4.

Тема: Характер взаимодействия Древнерусского государства с соседними цивилизациями. Русь и кочевые народы.

Вопросы:1. Особенности географического и геополитического положения Древнерусского государства.

2. Проблемы взаимоотношений Руси с кочевниками.

3. Монголо-татарское нашествие (ХШ-XV вв.) и его последствия для Руси.

Методические указания:

В контрольной работе следует показать вековую борьбу Руси с кочевниками южных степей, раскрыть своеобразие хозяйственно-экономических условий их существования. Последствия 240-летнего татаро-монгольского ига затронули все стороны  общественного развития русского государства: политическую, экономическую, культурную, этнологическую.

Литература:

1.  Гумилев Л Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. 1989.

2.   Горский. А А Москва,Тверь и Орда в 1300-1339 гг.//Вопросы истории. 1995 №4

3. Кучкин В. Л. Русь под игом как это было? М 1991.

4.  Кучкин В.Л.  Дмитрий Донской // Вопросы истории. 1995. № 4

В-5.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
215 Kb
Скачали:
0