РАСЧЕТ НА ПРОЧНОЧТЬ ВАЛОВ ГТД
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Авиационные двигатели»
Составитель:
Методические указания предназначаются для студентов МАТИ, выполняющих курсовой проект по авиационным двигателям.
В них приводятся методики проектирования расчетов вала, шлицевого соединения, набор подшипников и определение критической скорости вращения ротора турбины.
Методические указания могут быть использованы в УНИРС.
При работе двигателя валы ГТД нагружаются крутящим моментом, изгибающими моментами от силы веса, сил перегрузки, центробежных сил неуравновешенных масс и гироскопическим моментом. Кроме перечисленных нагрузок валы испытывают растяжения от осевых сил, возникающих из – за воздействия газового потока на рабочие колеса турбин.
В качестве расчетного принимается режим максимальной нагрузки, и когда указанные силы достигают наибольших значений и суммируются. Для расчетного режима определяются величины и направления действующих сил, строятся эпюры изгибающих моментов, определяются напряжения и коэффициенты запаса прочности.
На рис. 1 приведены эпюры нагрузок двухопорного вала с консольно расположенным рабочим колесом турбины.
Рис.1. Эпюры нагрузок вала турбины
Крутящий момент равен
(1)
где -
максимальная мощность турбины, Вт;
-
скорость вращения ротора турбины, I/c.
Нагрузки вызывающие изгиб вала:
- сила веса диска -
- центробежная сила от дисбаланса ротора:
Н, (2)
где - масса
балансировочного груза, кг;
-
радиус размещения груза, м.
В
выполненных конструкциях произведение роторов
компрессоров и турбин находится в пределах (1…5)
Сила инерции
Н, (3)
где -
коэффициент перегрузки, величина которого принимается в соответствии с
назначением самолета, на которой устанавливается двигатель.
Нормами прочности самолеты подразделяются на 3 класса:
- к классу «А»
относятся маневренные самолеты, для которых значение коэффициента перегрузки
принимается
- к классу «Б» -
ограниченно маневренные самолеты, для которых
- к классу «В» -
неманевренные самолеты, для которых
Гироскопический момент равен
(4)
где -
Севой момент инерции рабочего колеса;
-
скорость вращения ротора, I/c;
-
скорость вращения самолета, I/c.
Осевая
сила воздействия
газа на рабочее колесо турбины равна
(5)
Здесь: -
секундный расход газа через турбину, принимается равным расходу воздуха, кг/с;
-
осевые составляющие абсолютной скорости газа соответственно на входе и выходе
из рабочего колеса турбины, м/с;
-
давление газа соответственно на входе и выходе из рабочего колеса, Па;
-
диаметры соответственно вала и рабочего колеса, м.
По найденным усилиям и принятому коэффициенту запаса прочности определяются геометрические размеры вала.
Ниже приводится методика проектировочного расчета, позволяющая определить размеры вала турбины с позиции прочности и критической скорости вращения. По результатам этого расчета разрабатывается конструкция вала.
Из рассмотрения нагрузок вала (рис. 1) следует, что у левой опоры вал нагружен только крутящим моментом. Со стороны этой опоры осуществляется и сборка ротора устанавливаются уплотнения, подшипник, гайки и другие детали. Поэтому по условиям сборки диаметр вала должен увеличиваться в сторону рабочего колеса турбины, что соответствует характеру нагрузки.
Прочность
вала оценивается по эквивалентным напряжениям которые
согласно третьей теории прочности равны
(6)
где -
напряжение изгиба;
-
напряжение растяжения;
-
касательные напряжения.
У левой
опоры а
напряжение растяжения не учитывается из – за малой величины. В связи с этим
эквивалентные напряжения для этого сечения равны
(7)
Так как коэффициент запаса прочности должен быть
, то
(8)
где -
предел прочности материала вала;
-
крутящий момент, передаваемый валом;
-
момент сопротивления вала кручению, равный
(9)
Здесь -
относительный диаметр вала, равный
(рис.
2).
Рис. 2. Схема вала турбин
С учетом принятых обозначений и выражения (9) формула (8) записывается:
(10)
Расчетная зависимость для определения наружного диаметра вала у левой опоры может быть получена из (10) и (9):
(11)
Следует
иметь в виду, что шлицы, резьба, посадочные места подшипника и уплотнения
должны выполняться на диаметрах больше расчетного с
учетом сборки. Самым нагруженным участком вала турбины является место установки
подшипника. Здесь кроме крутящего момента вал испытывает еще и максимальный
изгибающий момент, равный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.