РАСЧЕТ НА ПРОЧНОЧТЬ ВАЛОВ ГТД
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Авиационные двигатели»
Составитель:
Методические указания предназначаются для студентов МАТИ, выполняющих курсовой проект по авиационным двигателям.
В них приводятся методики проектирования расчетов вала, шлицевого соединения, набор подшипников и определение критической скорости вращения ротора турбины.
Методические указания могут быть использованы в УНИРС.
При работе двигателя валы ГТД нагружаются крутящим моментом, изгибающими моментами от силы веса, сил перегрузки, центробежных сил неуравновешенных масс и гироскопическим моментом. Кроме перечисленных нагрузок валы испытывают растяжения от осевых сил, возникающих из – за воздействия газового потока на рабочие колеса турбин.
В качестве расчетного принимается режим максимальной нагрузки, и когда указанные силы достигают наибольших значений и суммируются. Для расчетного режима определяются величины и направления действующих сил, строятся эпюры изгибающих моментов, определяются напряжения и коэффициенты запаса прочности.
На рис. 1 приведены эпюры нагрузок двухопорного вала с консольно расположенным рабочим колесом турбины.
Рис.1. Эпюры нагрузок вала турбины
Крутящий момент равен
(1)
где - максимальная мощность турбины, Вт;
- скорость вращения ротора турбины, I/c.
Нагрузки вызывающие изгиб вала:
- сила веса диска -
- центробежная сила от дисбаланса ротора:
Н, (2)
где - масса балансировочного груза, кг;
- радиус размещения груза, м.
В выполненных конструкциях произведение роторов компрессоров и турбин находится в пределах (1…5)
Сила инерции
Н, (3)
где - коэффициент перегрузки, величина которого принимается в соответствии с назначением самолета, на которой устанавливается двигатель.
Нормами прочности самолеты подразделяются на 3 класса:
- к классу «А» относятся маневренные самолеты, для которых значение коэффициента перегрузки принимается
- к классу «Б» - ограниченно маневренные самолеты, для которых
- к классу «В» - неманевренные самолеты, для которых
Гироскопический момент равен
(4)
где - Севой момент инерции рабочего колеса;
- скорость вращения ротора, I/c;
- скорость вращения самолета, I/c.
Осевая сила воздействия газа на рабочее колесо турбины равна
(5)
Здесь: - секундный расход газа через турбину, принимается равным расходу воздуха, кг/с;
- осевые составляющие абсолютной скорости газа соответственно на входе и выходе из рабочего колеса турбины, м/с;
- давление газа соответственно на входе и выходе из рабочего колеса, Па;
- диаметры соответственно вала и рабочего колеса, м.
По найденным усилиям и принятому коэффициенту запаса прочности определяются геометрические размеры вала.
Ниже приводится методика проектировочного расчета, позволяющая определить размеры вала турбины с позиции прочности и критической скорости вращения. По результатам этого расчета разрабатывается конструкция вала.
Из рассмотрения нагрузок вала (рис. 1) следует, что у левой опоры вал нагружен только крутящим моментом. Со стороны этой опоры осуществляется и сборка ротора устанавливаются уплотнения, подшипник, гайки и другие детали. Поэтому по условиям сборки диаметр вала должен увеличиваться в сторону рабочего колеса турбины, что соответствует характеру нагрузки.
Прочность вала оценивается по эквивалентным напряжениям которые согласно третьей теории прочности равны
(6)
где - напряжение изгиба;
- напряжение растяжения;
- касательные напряжения.
У левой опоры а напряжение растяжения не учитывается из – за малой величины. В связи с этим эквивалентные напряжения для этого сечения равны
(7)
Так как коэффициент запаса прочности должен быть
, то
(8)
где - предел прочности материала вала;
- крутящий момент, передаваемый валом;
- момент сопротивления вала кручению, равный
(9)
Здесь - относительный диаметр вала, равный
(рис. 2).
Рис. 2. Схема вала турбин
С учетом принятых обозначений и выражения (9) формула (8) записывается:
(10)
Расчетная зависимость для определения наружного диаметра вала у левой опоры может быть получена из (10) и (9):
(11)
Следует иметь в виду, что шлицы, резьба, посадочные места подшипника и уплотнения должны выполняться на диаметрах больше расчетного с учетом сборки. Самым нагруженным участком вала турбины является место установки подшипника. Здесь кроме крутящего момента вал испытывает еще и максимальный изгибающий момент, равный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.