(12)
Изгибающий момент определяется по формуле
(13)
где - сила веса рабочего колеса турбины, равная
(14)
Здесь: - относительная толщина профиля лопатки на среднем радиусе, равная:
- для неохлажденных лопаток;
- для охлажденных лопаток;
- хорда лопатки турбины на среднем радиусе;
- соответственно длина и количество лопаток. Значения берутся из газодинамического расчета турбины;
- соответственно средняя толщина, радиус и высота элементов диска, на которые он разбивается для определения веса (рис. 3);
- расстояние диска от опоры (плечо) (рис. 1);
- плотность материала;
- ускорение земного тяготения.
Гироскопический момент вычисляется по формуле (4).
Осевой момент инерции рабочего кольца может быть определен по формуле
(15)
Здесь приняты те же обозначения, что и в формуле (14).
Угловая скорость самолета определяется по формуле
(16)
где - скорость полета самолета.
Рис. 3. Расчетная схема рабочего колеса
Расчетная зависимость для определения диаметра вала в сечении максимальной нагрузки выводится аналогично получению формулы (5). При этом учитывается изгибающий момент и крутящий момент напряжения растяжения как и прежде из – за их малости не учитываются.
Эквивалентные напряжения в этом случае равны:
(17)
где - напряжения изгиба, равные
(18)
- касательные напряжения, равные
(19)
Подставив (18) и (19) в (17) и разрешив полученное выражение с учетом равенств получим:
(20)
По этому диаметру подбирается роликовой подшипник легкой серии.
2. Расчет шлицевого соединения
В узлах соединения роторов компрессоров и турбин применяются эвольвентные шлицы с углом зацепления и свободной посадкой. Шлицы рассчитываются на смятие, изгиб и срез. Решающим является расчет на смятие, а расчетным – режим максимального крутящего момента. Напряжение смятия для неподвижного шлицевого соединения определяется по формуле (1):
(21)
где - крутящий момент, передаваемый соединением;
- коэффициент неравномерности распределения нагрузки между шлицами, равный
- средний диаметр шлицевого соединения;
- рабочая высота зуба, равная
- модуль шлицевого соединения;
- рабочая длина шлиц в выполненных конструкциях
- число шлиц.
В выполненных конструкциях напряжения смятия в длинах:
Проектировочный расчет шлицевого соединения заключается в определении модуля из условий прочности на смятие. Расчетная формула получена из (21) после выражения и через и принятия
Подставив в (21) и после преобразования получим расчетную зависимость
(22)
Для уменьшения выхода металла в стружку, модуль должен быть минимальным. Это может быть обеспечено принятием максимального и максимального значения произведения . Так как при коэффициент , а при - Максимальное значение произведения имеет место при Кроме того уменьшение приводит к уменьшению диаметра цапфы камеры компрессора и, следовательно, к уменьшению массы ротора двигателя. После расчета принимается ближайший стандартный модуль больше расчетного. Если же в результате расчета получается , то необходимо уменьшить и повторить расчет.
Выбор подшипников
Для роторов ГТД применяется шариковые и роликовые подшипники легкой серии высокого класса точности с хорошо отбалансированными сепараторами. При выборе типа и размеров подшипника учитывается величина, направление, характер нагрузки, скорость вращения, срок службы, условия работы подшипника (температура, смазка и др.).
Роликовые подшипники воспринимают только радиальные нагрузки и обеспечивают свободу температурных деформаций ротора.
Радиально – упорные шариковые подшипники фиксируют ротор относительно корпуса и поэтому воспринимают как радиальные, так и осевые силы. Такие подшипники выполняются двух типов – с двухточечным и четырехточечным контактом. Во первых беговые дорожки в кольцах выполняются одним радиусом, несколько большими радиуса шарика, во вторых беговые дорожки образованы двумя радиусами (рис. 4).
Рис. 4. Типы подшипников ГТД
Такие подшипники различаются также углом контакта шариков с беговыми дорожками, который изменяется в пределах
Подшипники выбираются по диаметру вала. Подобранный по каталогу подшипник проверяется на предельную скорость вращения и долговечность.
Быстроходность оценивается произведением , установленным опытным путем, которое должно быть
Здесь - диаметр вала в мм, а - число оборотов в минуту.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.