Для роторов турбин ГТД влияние и невелико. Так уменьшает на , а - увеличивает на Поэтому на этапе проектировочного расчета и не учитываются, так как их влияние почти взаимно компенсируется.
Величина зависит от угла поворота диска относительно нормального положения. При консольном расположении дисков турбины в прогибах вала может вызывать изменение на 100% и более. При малых радиальных зазорах между рабочими лопатками и корпусом, т.е. в условиях допустимых незначительных прогибов вала, влияние на несущественно. Это обеспечивается соответствующей изгибной жесткостью вала турбины. Поэтому в проектировочном расчете влияние на равно как и может не учитываться. При указанных допущениях ротора турбины может быть оценена по формуле Дункерлея – Лурье
(26)
где: - первая критическая скорость ротора турбины;
- первая критическая скорость вала;
- первая критическая скорость ротора с упругим невесомым валом на абсолютно жестких опорах.
Первая критическая скорость вала постоянного сечения с равномерно распределенной массой (рис. 5) может быть оценена по формуле (без учета консольной части)
(27)
где: - длина вала между опорами;
- модуль упругости материала вала (для стали I8XHBA
- погонная масса вала, равная
(28)
- экваториальный момент инерции сечения вала
(29)
Рис. 5. Расчетная схема вала
Первая критическая скорость ротора турбины с упругим невесомым валом по формуле Б. С. Стечкина равна
(30)
где: - масса рабочего колеса турбины, кг;
- изгибная жесткость вала определяется по формулам:
при консольном расположении рабочего колеса
(31)
при расположении рабочего колеса между опорами (см. рис. 6)
(32)
Рис. 6. К определению жесткости вала
Масса рабочего колеса турбины оценивается по формуле
(33)
где: - количество рабочих лопаток;
- относительная толщина профиля рабочей лопатки на среднем диаметре;
- хорда профиля лопатки на среднем диаметре;
- длина лопатки;
- геометрические размеры участков диска (см. рис. 3), на которые он условно разбивается для оценки его массы.
Подставив в (26) развернутые значения и и разрешив полученное выражение относительно диаметра вала, после некоторых упрощений получим формулу для определения диаметра вала на участке между шлицами и посадочным поясом подшипника
(34)
Здесь: - максимальная скорость вращения ротора турбины, 1/с.
Геометрические параметры приведены на рис. 6.
Вычисленное значение диаметра вала обеспечивает его жесткость по при условии По полученным размерам разрабатывается конструкция вала с учетом сборки ротора турбины и устройства узла крепления диска.
Формула (34) позволяет исследовать влияние конструктивных параметров, физических свойств материала вала и скорости вращения ротора на диаметр вала с позиций устойчивости работы ротора по критической скорости вращения.
5. Последовательность расчета вала турбины
Литература
М. М. Масленников и др., «Авиационные ГТД», машиностроение, 1975.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.