Для
роторов турбин ГТД влияние и
невелико.
Так
уменьшает
на
, а
-
увеличивает на
Поэтому
на этапе проектировочного расчета
и
не
учитываются, так как их влияние почти взаимно компенсируется.
Величина
зависит
от угла поворота диска относительно нормального положения. При консольном
расположении дисков турбины в прогибах вала
может
вызывать изменение
на
100% и более. При малых радиальных зазорах между рабочими лопатками и корпусом,
т.е. в условиях допустимых незначительных прогибов вала, влияние
на
несущественно.
Это обеспечивается соответствующей изгибной жесткостью вала турбины. Поэтому в
проектировочном расчете влияние
на
равно
как
и
может
не учитываться. При указанных допущениях
ротора
турбины может быть оценена по формуле Дункерлея – Лурье
(26)
где: -
первая критическая скорость ротора турбины;
-
первая критическая скорость вала;
-
первая критическая скорость ротора с упругим невесомым валом на абсолютно
жестких опорах.
Первая
критическая скорость вала постоянного
сечения с равномерно распределенной массой (рис. 5) может быть оценена по
формуле (без учета консольной части)
(27)
где: -
длина вала между опорами;
-
модуль упругости материала вала (для стали I8XHBA
-
погонная масса вала, равная
(28)
-
экваториальный момент инерции сечения вала
(29)
Рис. 5. Расчетная схема вала
Первая критическая скорость ротора турбины с упругим невесомым валом по формуле Б. С. Стечкина равна
(30)
где: -
масса рабочего колеса турбины, кг;
-
изгибная жесткость вала определяется по формулам:
при консольном расположении рабочего колеса
(31)
при расположении рабочего колеса между опорами (см. рис. 6)
(32)
Рис. 6. К определению жесткости вала
Масса рабочего колеса турбины оценивается по формуле
(33)
где: -
количество рабочих лопаток;
-
относительная толщина профиля рабочей лопатки на среднем диаметре;
-
хорда профиля лопатки на среднем диаметре;
-
длина лопатки;
-
геометрические размеры участков диска (см. рис. 3), на которые он условно
разбивается для оценки его массы.
Подставив
в (26) развернутые значения и
и
разрешив полученное выражение относительно диаметра вала, после некоторых
упрощений получим формулу для определения диаметра вала на участке между
шлицами и посадочным поясом подшипника
(34)
Здесь: -
максимальная скорость вращения ротора турбины, 1/с.
Геометрические параметры приведены на рис. 6.
Вычисленное
значение диаметра вала обеспечивает
его жесткость по
при
условии
По
полученным размерам
разрабатывается
конструкция вала с учетом сборки ротора турбины и устройства узла крепления
диска.
Формула (34) позволяет исследовать влияние конструктивных параметров, физических свойств материала вала и скорости вращения ротора на диаметр вала с позиций устойчивости работы ротора по критической скорости вращения.
5. Последовательность расчета вала турбины
Литература
М. М. Масленников и др., «Авиационные ГТД», машиностроение, 1975.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.