Особое внимание следует обратить на техническое описание и паспортные данные приборов и оборудования, принцип работы, класс точности, пределы измерений, цену деления.
1.2.2. Планирование эксперимента.
При планировании эксперимента необходимо:
- оценить объем эксперимента (число опытов), последовательность измерения факторов, выбор шага их изменения;
- спланировать эксперимент так, чтобы точность измерений соответствовала поставленной цели;
- учесть возможности появления систематических ошибок и принять меры к их устранению.
Ошибки измерений подразделяют на систематические, случайные и промахи. К систематическим относятся постоянные ошибки или ошибки изменяющиеся по определенному закону эти ошибки вызываются факторами, действующими одинаково при многократном повторении измерения и их можно подразделить на четыре группы:
1. Ошибки, природа которых известна и величина которых может быть достаточно точно определена.
2. Ошибки, природа которых известна, но величина которых не известна. К числу их относится ошибка измерительного прибора, которая определяется классом точности прибора (процент точности показания от всей действующей шкалы прибора).
Например, при замере силы тока с помощью
миллиамперметра, класс точности которого 1,0, а шкала 75 мА, результат следует
указывать с допуском
.
3. Ошибки, о которых экспериментатор не подозревает, не смотря на значительную их величину.
Например, при определении плотности металла путем взвешивания численная величина плотности существенно зависит от наличия пузырей, раковин и т.д., которые должны учитываться при определении веса, объема.
4. Ошибки, обусловленные свойствами (особенностями) измеряемого объекта.
Например, измерение диаметра цилиндра эллиптического сечения.
Эта ошибка может быть переведена в случайную. Систематические ошибки всегда можно устранить или учесть введением соответствующих поправок.
Случайные ошибки вызываются непостоянством условий эксперимента и не могут быть учтены.
Промахи это ошибки, значительно искажающие результат измерений и обнаруживаются уже в первых числах отсчета. Опыты, содержащие промахи, не учитываются.
1.2.3. Обработка результатов измерений.
Для оценки величины случайной ошибки измерения существует несколько способов. Наиболее распространенным является способ оценки с помощью стандартной или средней квадратичной ошибки или средней арифметической ошибки.
Средняя квадратичная ошибка определяется по формуле
, (1.1) где
- среднее
арифметическое значение измеряемой величины;
-
число измерений.
Эта величина характеризует сходимость результатов отдельных измерений, т.е. степень их концентрации относительно среднего арифметического
.
(1.2)
Будучи вычисленным на основе ограниченного числа опытов (3-5), среднее арифметическое является случайной величиной. Средняя арифметическая ошибка измерений
, (1.3)
Величина, равная , называется дисперсией
измерений и является оценкой их точности.
Для оценки достоверности результатов измерений необходимо определить доверительный интервал при определенной доверительной вероятности (или коэффициент надежности).
Доверительный интервал - интервал значений
измеряемой величины от до
, за пределы которого
не должны выходить результаты преобладающего числа измерений при определенной
доверительной вероятности Р. Доверительная вероятность - вероятность нахождения
результатов отдельных измерений внутри доверительного интервала (вероятность
того, что результаты измерения отличаются от истинного значения на величину,
меньшую
). Доверительная
вероятность (надежность) принимается равной при обычных измерениях 0,9 - 0,95
(или 90- 95 %), а для измерения с высокой степенью надежности - 0,99 (99 %).
При малом числе измерений определить
дисперсию распределения не представляется
возможным.
В этом случае для определения доверительного интервала используется распределение Стьюдента.
,
(1.4) где
- коэффициент
Стьюдента для числа измерений
и доверительной
вероятности Р.
,
(1.5)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.