рисунке он больше похож на младенца, которым мама вынуждена заниматься едва ли не больше, чем дочкой. Здесь тоже усматриваются намеки на конфликт: соперничество за внимание мамы.
Рисунок 3. Ира (5 лет) нарисовала себя, маму, свою сестру (слева направо на рисунке). Папа на рисунке отсутствует. Сначала девочка начала рисовать папу, но передумала и сообщила, что это будет мама. Несмотря на положительный эмоциональный фон (улыбающиеся лица персонажей, солнышко), сильная штриховка волос указывает на повышенную тревожность ребенка. Самый значимый член семьи это мама , но наличие на рисунке домашнего животного – кошки – между мамой и ребенком, может говорить о неудовлетворенной потребности в любви, ласке, заботе. Мама нарисована ближе к Ире чем к ее сестре, что говорит о большей привязанности. Расположив себя впереди всех показала, что ощущает себя нужным и необходимым.
Рисунок 4. Саша (5 лет) нарисовал всех членов семьи в последовательности слева направо: папа, мама, брат, сам Саша. Первым ребенок нарисовал своего папу. Это говорит о том, что папа для Саши является наиболее значимым лицом в семье. Однако в конце рисования выяснилось, что фигура папы оказалась меньше всех (что вступает в определенное противоречие с заявленной ранее значимостью фигуры отца), а фигура мамы больше всех, что говорит о главенствующей роли в семье. Возможно ребенку хочется чтоб все таки папа был более ближе к нему и значимее в семье. Наклон головы в одну сторону всех членов семьи кроме папы говорит о том, что возможно папа вообще отстранен и бывает редко с семьей. Пустые глаза персонажей указывают на аутичность или недостаток общения друг с другом. Маленькие глаза папы говорят о погруженности в себя, а уши маленьких размеров – о стремлении не слышать критики. У всех фигур видна явная асимметрия правой и левой сторон. Это говорит об отсутствии эмоционального равновесия. На проблемы с контролем над эмоциями указывают также длинные тонкие шеи у всех персонажей. Себя мальчик нарисовал в самом конце, возможно это говорит о ревности к брату, т.к. его он поставил ближе к родителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог – диагност, настолько широка, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога. Без психодиагностики не может обойтись ни один специалист – психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией.
В связи с этим в своей работе психодиагност должен строго придерживаться и четко соблюдать ряд выше изложенных строгих требований к используемым им методам психодиагностики. Так как из – за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма, сводятся на нет результаты как экспериментальной, так и консультативной психокоррекционной работы.
СПИСОК литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина – 7-е изд. – СПб.: Питер – 2007 – 688 с.
2. Бернс Р. С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки [Текст] / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман – пер. с англ – М.: Академия – 2000 - 146 с.
3. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. А. Карелин – М.: Эксмо – 2007 – 416 с.
4. Никишина В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС – 2004 — 208 с
5. Основы психодиагностики [Текст] / под ред. А. Г. Шмелева - Ростов-на-Дону: Феникс – 1996 – 562 с.
6. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики [Текст]: учебное пособие / Г. С. Прыгин – М.: УМК «Психология» - 2003 – 198 с.
7. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - М.: Астрель - 2006 – 408 с.
8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС - 2006 — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 477 с: ил.
9. Руковишников А. А. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам [Текст] / А. А. Руковишников, М. В. Соколова – 2-е издание – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика» - 1998 – 32 с.
10. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы [Текст]: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Сафонов - М. : Издательский центр «Академия» - 2006 — 224 с.
11. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей [Текст] / К. Тейлор – М.: Апрель-Пресс – 2008 – 224 с.
12. Титкова Л. С. Содержание и методика психосоциальной работы [Текст]: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. С. Титкова - Владивосток: Издательский Дальневосточного университета
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.