Утверждена
Ученым советом
факультета культуры
27 октября 2005 г., пр. № 2
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
2006
доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат психологических наук
Т. И. Короткина
«Психология и педагогика» является одной из составляющих гуманитарной компоненты общего и профессионального образования студентов. Курс включает (с незначительными временными корректировками) лекции (40 часов), семинары (20 часов), СРС (76 часов), подготовку рефератов, консультации, зачет или экзамен.
Особенностью курса является его интегрированная направленность теоретических и эмпирических положений, его практическая значимость в жизни и деятельности человека. Содержание образовательных единиц курса раскрывается на основе современных достижений и практических материалов, отраженных в отечественной и зарубежной философско-психологической и педагогической литературе.
Основные цели и задачи изучения дисциплины:
— развитие общей и гуманитарной культуры будущих специалистов;
— овладение студентом интегрированными психолого-педагогическими знаниями и умением применять их в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях;
— актуализация творческой активности студентов в процессе учебной и научно-практической деятельности по освоению дисциплины;
— развитие способности к самоанализу поведения и самоорганизация собственной деятельности.
В ходе изучения данного курса студент должен усвоить следующие знания:
— в области психологии: понятия об объекте, предмете и методах психологии; активность психики; развитие личности в онтогенезе; структура субъективной реальности; свобода и личностная ответственность субъекта; развитие личности в системе межличностных отношений;
— в области педагогики: характеристика предмета современной педагогики; цели и принципы образования и воспитания; блоки вопросов, отражающих проблемы предметного обучения, нравственно-психологических взаимоотношений поколений и проблемы социального и семейного воспитания.
Наряду с этим рассматриваются проблемы мастерства педагогического общения и индивидуального творчества педагога.
Итоговая форма контроля — экзамен.
Номер и наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
||
лекции |
семинары |
СРС |
||
1. Ïñèõîëîãèÿ êàê íàóêà: îáúåêò, ïðåäìåò, ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Ìåñòî ïñèõîëîãèè â ñèñòåìå íàóê |
9 |
2 |
2 |
5 |
2. Психика и организм: соотношение субъективной и объективной реакции. Структура и функции психики |
9 |
4 |
— |
5 |
3. Человеческая деятельность как психолого-педагогический феномен. Основные психические процессы |
12 |
4 |
2 |
6 |
4. Психология личности: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Активность души, свобода, ответственность, уникальность человека |
12 |
4 |
2 |
6 |
5. Развитие психики личности в онтогенезе и филогенезе |
9 |
2 |
2 |
5 |
6. Психология общения: личность в системе межсубъектных отношений. Психология малых групп. Межличностные, межгрупповые взаимоотношения |
13 |
4 |
4 |
5 |
7. Педагогика в системе наук о человеке (объект, предмет, задачи, функции и методы) |
8 |
3 |
— |
5 |
8. Основные категории педагогики. Цели образования и воспитания |
10 |
2 |
2 |
6 |
9. Ведущие принципы государственной политики в образовании и воспитании. Образование как социокультурный феномен. Образовательная система России. Непрерывное образование: цели, содержание, структура |
8 |
3 |
— |
5 |
10. Образование как общечеловеческая ценность. Принципы обучения и способы их реализации в области предметного образования |
9 |
2 |
2 |
5 |
11. Педагогический процесс. Функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Основные средства и методы педагогического влияния на личность |
10 |
2 |
2 |
6 |
12. Формы организации учебной деятельности: соотношение традиционных и инновационных форм обучения. Культура отношений и особен-ности взаимоотношений субъектов образования |
8 |
— |
2 |
6 |
13. Управление педагогическим процессом. Личность педагога как носителя общей и профессиональной культуры |
9 |
4 |
— |
5 |
14. Семья как субъект педагогического взаимодействия в контексте социокультурной среды воспитания и развития человека |
8 |
2 |
— |
6 |
15. Управление образовательными системами |
2 |
2 |
— |
— |
Итого |
136 |
40 |
20 |
76 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Психология как наука:
объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук
Общая характеристика объекта, предмета и методов психологии. Природа психического. Психика и деятельность. Методологические проблемы психологии. Принципы психологии. Методы исследования в психологии (наблюдения, самонаблюдения, психологические тесты, опрос, эксперименты). Значение психологических знаний для образования, воспитания и жизнедеятельности человека. Место психологии в системе наук. История психологического знания.
Тема 2.Психика и организм: соотношение
субъективной и объективной реакции. Структура и функции психики
Естественно-научные основы психологии. Основные функции психики. Психика и организм: соотношение субъективной и объективной реакции. Структура психики. Психика и мозг человека; принципы и общие механизмы связи. Психология и науки о человеке: философия психологии, социальная психология, педагогическая психология. Развитие поведения и психики животных. Развитие высших психических функций у человека. Психические процессы. Природа человеческого сознания. Развитие сознания человека. Единство сознания и деятельности.
Тема 3.Человеческая деятельность как психолого-педагогический феномен. Основные психические процессы
Психика, поведение и деятельность. Человеческая деятельность как психолого-педагогический феномен. Основные психические процессы: внимание, ощущение, восприятие, мышление и интеллект, мнемические процессы, эмоции и чувства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.