Роль психологических знаний в социальной работе с детьми группы риска. Социальная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

За последние годы ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, придают остроту проблеме оказания помощи данной категории детей.  Для того чтобы отобрать способы решения, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».
Согласно Декларации «О правах инвалидов» (ООН, 1975) понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.[2, стр.110]
К категории «ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
В детском возрасте «инвалидность» можно определить, как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем, возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Цель работы – раскрыть сущность социальной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

1.Роль психологических знаний в социальной работе с детьми группы риска

Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [1,стр.95]. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Социальная работа с детьми группы риска требует научных, объективных и достоверных знаний о детской психике, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных обстоятельствах.

Каждый человек – психолог в каком-то смысле слова. Мы с детства употребляем слова «память», «характер», «внимательный», умеем определять настроение близких нам людей по внешним признакам. Однако наши знания о психологии человека находятся на житейском уровне и очень приблизительны и порой просто неверны, так как лишены систематичности, глубины, доказательности, и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с детьми. По мнению медиков, психологов, социальных работников, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выбраться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма [2,стр.55]. Они вызываются многими причинами: ситуация, когда семья находится на грани развода; отсутствие родительской любви, отторгнутость, оскорбления, насилие, побои со стороны взрослых; голод, отсутствие одежды, жилья; драки, скандалы в семье, алкоголизм родителей; последствия дорожно-транспортных происшествий, войн, катастроф и др.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни их функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). И потому в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, несомненно, важна и велика роль психологии. В психологии выделяются относительно самостоятельные отраслевые науки: инженерная психология, медицинская психология, юридическая психология, психодиагностика и др. Каждый вид профессиональной деятельности включает в себя психологические аспекты. Особенность социальной работы состоит в том, что она учитывает особенности психики человека [3,стр.201].

В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психологическая профилактика. Так, психодиагностика подразумевает сбор информации, составление психологической характеристики ребенка и его окружения. В рамках психологической коррекции разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, посещение определенных мероприятий и т.д.). Психологическое консультирование предполагает оказание помощи ребенку в нахождении вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для взаимодействия с окружающими. Наконец, психопрофилактическая работа направлена на предупреждение

Похожие материалы

Информация о работе