НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДЕНО
приказом ректора 20__ года № ____
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: « Рисунок в работе психолога - диагноста»
Студент
2 курс, 225 группа |
(Подпись) |
(Инициалы, фамилия) |
|||
Руководитель |
|
к. пс. н. (Подпись) (Инициалы, фамилия)
К защите __________________________
(дата, подпись руководителя)
Работа защищена с оценкой____________
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. РИСУНОК КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ…………………………………………………………..4
1.1 История возникновения рисунка, как метода диагностики……….4
1.2 Роль рисунка в психологической диагностике……………………..8
1.3 Основные критерии оценки рисунка………………………………...11
1.4 Преимущества и недостатки рисуночного метода………………...15
2. ОСНОВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕХНИКИ, ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………...17
2.1 Рисунок несуществующего животного……………………………...18
2.2 Рисуночный тест Гудинаф-Харрис………………………………….29
2.3 Тест Маховер «Рисунок человека»………………………………….30
2.4 Варианты теста «рисунок человека»……………………………….35
2.5 Методика «Дом. Дерево. Человек»………………………………….42
2.6 Динамический рисунок «Дом. Дерево. Человек»…………………..53
2.7 Рисунок семьи. Динамический рисунок семьи. Рисунок семьи в круге. Семья животных………………………………………………56
2.8 Рисуночный тест Сильвер……………………………………………74
2.9 Рисунок в диагностике психических расстройств…………………81
2.10 Индикаторы пережитого сексуального насилия в рисунке……87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….90 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………91
На сегодняшний день проективные рисуночные методики привлекают все больше внимание детских психологов, клинических психологов, нейропсихологов, социальных работников и многих других. Актуальность темы использования рисунков для диагностики обусловлена с одной стороны простотой метода, а с другой возможность получения обширной информации об эмоциональном состоянии личности, еѐ проблемах и уровне развития. Во многих странах проводятся исследования, посвященные вопросам интерпретации рисунков, разработке универсальных шкал оценке и поиску новых рисуночных методик.
Цель данной работы – показать насколько универсальны рисуночные тесты в качестве диагностического инструмента.
Задачи данной работы – проследить историю возникновения рисуночных методик, научно и статистически обосновать необходимость их применения и описать основные существующие на сегодняшний день методики и их различные вариации. Также в этой работе мы постараемся максимально возможно проиллюстрировать примерами теоретические выкладки. В задачи данной работы не входит рассмотрения рисуночных тестов, связанных с использованием цвета, так как это отдельная обширная тема и при их интерпретации задействованы другие теоретические предпосылки. Здесь мы обратимся только к рисункам, выполненным на белом (чистом или в клеточку) листе бумаги простым карандашом или ручкой.
Предметами исследования в данной работе выступают рисунки взрослых, подростков и детей.
Рисование, как и другие виды творчества, всегда было частью процесса коммуникации. В первобытные времена, люди вырезали на камнях и на стенах пещер, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Они заходили в темные пещеры, чтобы рисовать на скалистых стенах изображения, по большей части животных, которые скорее всего являлись частью какого-либо ритуала. Самые ранние работы относятся примерно к сроку в 20 000 лет до н. э., к периоду Палеолита и были найдены в современной Испании и южной Франции. То немногое что нам известно о ранней истории человечества дополнено этими рисунками и пиктограммами. Эти рисунки и другие объекты искусства были задокументированны археологами, как первые попытки людей выражать свои идеи и эмоции. Эти базовые, но очень выразительные записи должны рассматриваться как начало межличностного общения, как археологами, так и искусствоведами.
Врачи и психологи тоже пытаются понять этот эстетический опыт, объясняя процессы, вовлеченные в творческий акт, анализируя генильность художников и исследуя смысл их работ. В течение последнего века наблюдается всплеск интереса к использованию рисования для описания эмоциональных и психологических аспектов индивидуального творчества в лечении.
По всей Европе в конце 1800 и начала 1900 годов рос интерес к творчеству душевно больных людей. Эти рисунки вскоре стали основным полем для дискуссий специалистов в области душевного здоровья по вопросу критериев различных психопатологий. Многие исследователи тех лет верили, что художественное выражение поможет подтвердить диагноз, особенно в отношении серьезных форм душевных расстройств, таких как шизофрения.
Например, работа французского исследователя Августо Тардье (Auguste Ambroise Tardieu) «Судебно-медицинское исследование безумия» (Etude Medico-legale sur la Folie – 1872 г.) включала в себя рисунки пациента как диагностический критерий эмоциональных нарушений. Также Чезаре Ломброзо (Lombroso 1835 - 1909 гг. – итальянский судебный психиатр) попытался продемонстрировать, что художественное творчество душевно больных дает нам возможность увидеть их внутренний мир. В течении 1920х годов Ханс Принцхорн (Hans Prinzhorn), психиатр и искусствовед, смог собрать около 5000 работ, созданных пациентами психиатрических больниц с разных уголков Европы. С 1919 по 1921 годы Принцхорн работает в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где получает задание изучать "патологическое искусство". За это время его коллекция картин, скульптур и текстов душевнобольных возросла во много раз (в настоящее время собрание из 5000 работ находится в Гейдельбергском университете). Его работа «Искусство душевнобольных» вышла только в 1972 году и привлекла большое внимание так как открывала возможность искусства как в диагностике, так и в реабилитации. Также в эти же годы рисунки детей были предметом различных теорий и предположение об оценке интеллектуального и эмоционального развития (Гудинаф – 1926 г.)
Зигмунд Фрейд (1933) тоже обращал много внимания на художественные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.