Рисунок в работе психолога - диагноста. История возникновения рисунка, как метода диагностики. Основные критерии оценки рисунка. Преимущества и недостатки рисуночного метода

Страницы работы

Фрагмент текста работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕНО

приказом ректора  20__ года № ____

Факультет психологии

Кафедра  общей психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:                                     « Рисунок в работе психолога - диагноста»

Студент                                                                                  

2 курс, 225 группа

(Подпись)

(Инициалы, фамилия)

Руководитель

к. пс. н.                                                            (Подпись)                                  (Инициалы, фамилия)

                                                                        К защите __________________________

                           (дата, подпись руководителя)  

                                                                    Работа защищена с оценкой____________

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.  РИСУНОК КАК ИНСТРУМЕНТ    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ…………………………………………………………..4

1.1  История возникновения рисунка, как метода диагностики……….4

1.2  Роль рисунка в психологической диагностике……………………..8

1.3  Основные критерии оценки рисунка………………………………...11

1.4  Преимущества и недостатки рисуночного метода………………...15

2.  ОСНОВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕХНИКИ, ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………...17

2.1  Рисунок несуществующего животного……………………………...18

2.2  Рисуночный тест Гудинаф-Харрис………………………………….29

2.3  Тест Маховер «Рисунок человека»………………………………….30

2.4  Варианты теста «рисунок человека»……………………………….35

2.5  Методика «Дом. Дерево. Человек»………………………………….42

2.6  Динамический рисунок «Дом. Дерево. Человек»…………………..53

2.7  Рисунок семьи. Динамический рисунок семьи. Рисунок семьи в круге. Семья животных………………………………………………56

2.8  Рисуночный тест Сильвер……………………………………………74

2.9  Рисунок в диагностике психических расстройств…………………81

2.10  Индикаторы пережитого сексуального насилия в рисунке……87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….90 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………91

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проективные рисуночные методики привлекают все больше внимание детских психологов, клинических психологов, нейропсихологов, социальных работников и многих других. Актуальность темы использования рисунков для диагностики обусловлена с одной стороны простотой метода, а с другой возможность получения обширной информации об эмоциональном состоянии личности, еѐ проблемах и уровне развития. Во многих странах проводятся исследования, посвященные вопросам интерпретации рисунков, разработке универсальных шкал оценке и поиску новых рисуночных методик.

Цель данной работы – показать насколько универсальны рисуночные тесты в качестве диагностического инструмента. 

Задачи данной работы – проследить историю возникновения рисуночных методик, научно и статистически обосновать необходимость их применения и описать основные существующие на сегодняшний день методики и их различные вариации. Также в этой работе мы постараемся максимально возможно проиллюстрировать примерами теоретические выкладки. В задачи данной работы не входит рассмотрения рисуночных тестов, связанных с использованием цвета, так как это отдельная обширная тема и при их интерпретации задействованы другие теоретические предпосылки. Здесь мы обратимся только к рисункам, выполненным на белом (чистом или в клеточку) листе бумаги простым карандашом или ручкой.

Предметами исследования в данной работе выступают рисунки взрослых, подростков и детей.

1.РИСУНОК, КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1.1 История возникновения рисунка, как метода диагностики

Рисование, как и другие виды творчества, всегда было частью процесса коммуникации. В первобытные времена, люди вырезали на камнях и на стенах пещер, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Они заходили в темные пещеры, чтобы рисовать на скалистых стенах изображения, по большей части животных, которые скорее всего являлись частью какого-либо ритуала. Самые ранние работы относятся примерно к сроку в 20 000 лет до н. э., к периоду Палеолита и были найдены в современной Испании и южной Франции. То немногое что нам известно о ранней истории человечества дополнено этими рисунками и пиктограммами. Эти рисунки и другие объекты искусства были задокументированны археологами, как первые попытки людей выражать свои идеи и эмоции. Эти базовые, но очень выразительные записи должны рассматриваться как начало межличностного общения, как археологами, так и искусствоведами.

Врачи и психологи тоже пытаются понять этот эстетический опыт, объясняя процессы, вовлеченные в творческий акт, анализируя генильность художников и исследуя смысл их работ. В течение последнего века наблюдается всплеск интереса к использованию рисования для описания эмоциональных и психологических аспектов индивидуального творчества в лечении. 

По всей Европе в конце 1800 и начала 1900 годов рос интерес к творчеству душевно больных людей. Эти рисунки вскоре стали основным полем для дискуссий специалистов в области душевного здоровья по вопросу критериев различных психопатологий. Многие исследователи тех лет верили, что художественное выражение поможет подтвердить диагноз, особенно в отношении серьезных форм душевных расстройств, таких как шизофрения.

Например, работа французского исследователя Августо Тардье (Auguste Ambroise Tardieu) «Судебно-медицинское исследование безумия» (Etude Medico-legale sur la Folie – 1872 г.) включала в себя рисунки пациента как диагностический критерий эмоциональных нарушений. Также Чезаре Ломброзо (Lombroso 1835 - 1909 гг. – итальянский судебный психиатр) попытался продемонстрировать, что художественное творчество душевно больных дает нам возможность увидеть их внутренний мир. В течении 1920х годов Ханс Принцхорн (Hans Prinzhorn), психиатр и искусствовед, смог собрать около 5000 работ, созданных пациентами психиатрических больниц с разных уголков Европы. С 1919 по 1921 годы Принцхорн работает в Психиатрической клинике Гейдельбергского университета, где получает задание изучать "патологическое искусство". За это время его коллекция картин, скульптур и текстов душевнобольных возросла во много раз (в настоящее время собрание из 5000 работ находится в Гейдельбергском университете). Его работа «Искусство душевнобольных»  вышла только в 1972 году и привлекла большое внимание так как открывала возможность искусства как в диагностике, так и в реабилитации. Также в эти же годы рисунки детей были предметом различных теорий и предположение об оценке интеллектуального и эмоционального развития (Гудинаф – 1926 г.) 

Зигмунд Фрейд (1933) тоже обращал много внимания на художественные

Похожие материалы

Информация о работе