Лекция № 1 Предмет,объект, задачи и основные подходы психологической диагностике.
План
1. Понятие психодиагностики
2. Место психодиагностики в системе психологического знания
3. Психодиагностика как теоретическая наука
4. Психодиагностика как практическая деятельность
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а так же для выявления различий между группами людей, объедененных по какому-либо признаку.
Предмет психодиагностики- индивидуальные особенности проявления тех или иных психических состояний.
Психодиагностика понимается двояко:
В современной психологической литературе можно встретить различные значения термина «психодиагностика» а именно:
§ Обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики.
§ Изучение поведенческих особенностей и ответов как данных для заключения о наличии или отсутствии личностных расстройств.
§ Теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.
§ Учение о методах классификации и ранжировании людей по психологическим и психофизиологическим признакам.
Место психодиагностики в системе психологического знания.
При определении места психодиагностики как науки в системе психологического знания целесообразно исходить из деления научной психологии на
§ Фундаментальную (изучает общие закономерности функционирования и развития психики)
§ Прикладную (изучает специфические закономерности психической деятельности в конкретных условиях)
§ Практическую (решает на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей) она отличается наличием прямого контакта с реальтным объектом практической деятельности.
Т.О. психодиагностика как практика является одним из видов деятельности практического психолога, а как научная дисциплина разделом практической психологии.
ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Сдержит в себе 3 компонента: теоретический - разрабатывает правила вынесения дагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния к констатации наличия и выраженности его.
Выделяемая в пси-ке переменная имеет теоретическое обоснование. С одной стороны пси-ка является воплощением понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но способ проверки истинности теоретико-психологических построений .- психология соответсвующей предметной области составляет одну из частей пси-ки.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности
Другая составляющая психодиагностики психометрика- наукообосновывающая и разрабатывающая диагностические методы.
Третья составляющая- практические сферы применения псих. Знания, выдвигает психодиагностические задачи и обосновывают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.