11.Конфликты в системе управления персоналом
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций и интересов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями и противоборством сторон.
Конструктивные конфликты способствуют развитию организации, в их основе лежат объективные противоречия. Деструктивные конфликты создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы, в их основе лежат субъективные причины.
Структурные элементы конфликта:
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт (его тема, проблема).
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях вызывают его.
Инцидент – это стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.
Динамика (этапы) конфликта:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации (хотя бы одним участником).
3. Начало активных конфликтных действий.
4. Развитие открытого конфликта с пиком на кризисе.
5. Разрешение конфликта: частичное или полное.
Формы проявления конфликта и степень его осознания:
1. Скрытый конфликт: конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участниками.
2. Неадекватное восприятие конфликта сторонами, с существенным отклонением от действительности (преувеличение или преуменьшение).
3. Ложный конфликт: объективно противоречия отсутствуют, четкого предмета нет (или предмет не является важным для одного или обоих участников ситуации), но стороны считают, что конфликт существует.
4. Объективный, реальный, открытый конфликт: адекватное восприятие сторонами конфликтной ситуации.
Типология конфликтов:
По составу сторон:
1) внутриличностные;
2) межличностные;
3) группа – личность;
4) межгрупповые.
По количеству участников и масштабу распространения:
1) глобальный характер конфликта;
2) региональный характер конфликта;
3) локальный характер конфликта.
По частоте конфликтных столкновений:
1) эпизодический характер конфликта;
2) хронический характер конфликта;
3) циклический характер конфликта.
По источнику конфликта:
1. Структурные конфликты. Возникают между структурными подразделениями организации из-за противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта. Например, требование бухгалтерии о качественно произведенной первичной отчетности вступает в противоречие с потребностями отдела реализации об оперативности и скорости расчетов с клиентами.
2. Инновационные конфликты. Возникают как вид сопротивления сотрудников вводимым в организации изменениям. Например, изменениям в организационной структуре, распределении функций, полномочий и ответственности, появлению новых задач, внедрению новых технологий и оборудования.
3. Позиционные конфликты. Это конфликты значимости, которые возникают из-за недооценки вклада и роли личности или группы при решении задач организации. Например, пренебрежение основных подразделений организации (отдел продаж) к вспомогательным отделам (кадры).
4. Конфликты справедливости. Возникают на почве расхождений в оценке трудового вклада, но ориентированы не на сферу символического признания, как позиционные, а на сферу распределения материального вознаграждения. Связаны с неясностью или неопределенностью критериев оплаты труда и премирования.
5. Соперничество за ресурсы. Возникает, когда исполнители, между которыми распределяются ресурсы, ставят в зависимость от их получения выполнение своих служебных задач. Например, от распределения компьютерного парка по подразделениям зависит, какой отдел будет решать производственные задачи на новом информационном уровне, а какой будет использовать устаревшие методы.
6. Динамические конфликты. Имеют социально-психологическую природу и возникают в новых коллективах, где еще не устоялась неформальная структура, либо с приходом в коллектив новых членов и соответствующим перераспределением ролей. Любая группа проходит определенные этапы развития, сплочения и борьбы за лидерство.
Сетка Томаса – Киллмена: стратегии поведения в конфликте:
1. Соперничество: силовое решение, открытая борьба за свои интересы, конкуренция; уместно, если требуются быстрые и решительные меры, нет выбора и нечего терять, отношения с оппонентом не значимы.
2. Уход: избегание, уклонение от конфликта, стремление выйти из ситуации, не разрешая ее; оправдан, если выигрыш не значим, источник разногласий несущественен, необходимо время для восстановления сил.
3. Уступка: изменение своей позиции, отказ от своих интересов в пользу
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.