10.Эффективность управления персоналом
Эффективность управления персоналом – это относительная характеристика результативности деятельности управляющей системы, которая отражается в качественных и количественных показателях эффективности персонала (объекта управления) и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).
Формула эффективности управления персоналом:
, где
ЭЭ – экономическая эффективность (реализация организационных целей);
СЭ – социальная эффективность (реализация личных целей сотрудников);
ВД – вариант действий по управлению персоналом (модели, способы, методы управленческих воздействий на персонал).
ВС – влияние ситуации.
Экономическая эффективность предполагает прибыльность труда и компании при минимальных затратах, реализацию задач фирмы.
Социальная эффективность предполагает удовлетворенность сотрудников трудом и пребыванием на предприятии, партиципацию (участие).
Критерии эффективности управления персоналом:
§ достижение целей организации, реализация задач;
§ размер и оснащенность бизнеса, объем продаж, доля рынка;
§ размер прибыли, устойчивость роста прибыли;
§ скорость окупаемости затрат, возврат инвестиций, рентабельность;
§ результативность и высокая производительность труда;
§ качество продукции и работы, % брака;
§ соблюдение сроков сдачи работы и выполнения заказов;
§ уровень сервиса, наличие и характер претензий от клиентов;
§ экономия материальных средств, временных и трудовых ресурсов;
§ количество и экономическая выгода от рацпредложений;
§ потери рабочего времени по вине сотрудников или предприятия;
§ наличие, количество и частота прогулов;
§ частота и характер нарушений дисциплины персоналом компании;
§ текучесть кадров;
§ соблюдение законодательства;
§ удовлетворенность работников трудом, положительное его восприятие;
§ уровень жизни, благосостояния и обеспеченности сотрудников;
§ лояльность сотрудников предприятию, групповая идентификация;
§ готовность к решению общих задач и к сотрудничеству, сплоченность;
§ участие персонала в процессе управления предприятием;
§ наличие трудовых конфликтов, скорость и результаты их разрешения;
§ наличие жалоб персонала на условия труда и процесс управления;
§ частота рабочего травматизма.
Методологические подходы к оценке эффективности управления:
1). Логико-управленческий: ориентирован на рационализацию, целесообразность и оптимальность действий.
2). Статистическо-математический: ориентирован на поиск и подтверждение закономерностей, расчеты и углубленный анализ.
3). Финансово-экономический: ориентирован на экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности.
4). Социально-психологический: ориентирован на создание и учет социально-психологических условий труда, климата, личных взаимоотношений.
5). Специфико-производственный: ориентирован на отражение производственно-целевых особенностей деятельности управляемой системы.
Составляющие эффективности управления:
§ эффективность труда работников аппарата управления:
- количество управленцев на одного сотрудника, - норма управляемости,
- качество выполняемой управленцами работы, - затраты на управленцев;
§ эффективность процесса управления:
- функций (планирование, организация, мотивация, контроль),
- коммуникаций,
- выработки и реализации управленческих решений;
§ эффективность системы управления (оргструктура, иерархия);
§ эффективность механизма управления в следующих структурно-функциональных сферах:
- финансовая, - маркетинговая (сбытовая), - логистическая,
- производственная, - инновационная, - инвестиционная.
Показатели эффективности работы кадровой службы:
1. Оптимизирована оргструктура компании, подчиненность, коммуникации.
2. Подразделения укомплектованы по плану, существует система ДИ.
3. Подбор персонала осуществляется качественно и в срок.
4. Расстановка персонала – по профтребованиям, ИСД и совместимости.
5. Новички грамотно вводятся в должность, анализируется успех адаптации.
6. Разработана система стимулирования труда с учетом адресной мотивации.
7. Оценка персонала проводится регулярно и в соответствии с целями фирмы.
8. Действует эффективная программа обучения и переподготовки персонала.
9. Осуществляется планирование карьеры и работа с кадровым резервом.
10. Сформирована корпоративная культура, этика, традиции и ритуалы, проводятся корпоративные мероприятия, программы командообразования.
11. Конфликты разрешаются грамотно и быстро, климат благоприятный.
12. Обеспечивается оптимальный график работы, контроль дисциплины.
13. Управление изменениями в статусе работника проводятся грамотно.
14. Планируются, оптимизируются, контролируются расходы на персонал.
15. Налажен кадровый учет и отчетность.
16. Осуществляется нормативное обеспечение трудовых отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.