Эффективность управления персоналом. Формула эффективности управления персоналом. Методологические подходы к оценке эффективности управления, страница 2

17.  Измеряется эффективность управления персоналом.

Методы оценки эффективности управления персоналом:

1.  Анкетирование: персонал заполняет анкеты, предоставляя обратную связь руководству. Содержание вопросов: эффективность УП, (как правило, социальная). Сотрудники высказывают свое мнение, данные анализируются.

2.  Экспертная оценка: внутренние (начальники подразделений, опытные сотрудники) или внешние (приглашенные со стороны) эксперты высказываются по поводу показателей эффективности УП. Мнение субъективно.

3.  Бенчмаркинг: показатели деятельности компании сравниваются с аналогичными показателями других компаний, работающих в этой же отрасли. Эксперты определяют критерии оценки, собирают и анализируют данные, рассчитывают средние показатели по отрасли или ассоциации компаний, после чего обобщенную статистику можно сравнивать с собственными показателями. Это дает возможность учитывать не только динамику финансовых показателей своей компании, но и анализировать данные конкурентов. Бенчмаркинг позволяет внедрить в практику передовые технологии, стандарты и методы работы лучших организаций-аналогов, которые показывают наивысшую эффективность. Такая процедура производится только при обоюдном согласии компаний-участников и при наличии достоверной информации по определенным компаниями показателям.

4.  Отдача инвестиций (ROI: return of investment): метод основан на анализе затрат, полученной прибыли и их соотношения:

Окупаемость капиталовложений:          

Другие показатели экономической эффективности: рентабельность, оборачиваемость, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

5.  Методика Джека Филлипса: комплексный метод оценки ROI:

Показатель отсутствия на рабочем месте: прогулы + количество сотрудников, уволившихся неожиданно.

Показатель удовлетворенности: число сотрудников, удовлетворенных своей работой, выраженное в %. Определяется методом анкетирования или опроса.

Критерий единства и согласия в организации: подсчитывается на основе статистических данных по производительности и оценке эффективности труда.


6.  Модель Дэйва Ульриха: критерии измерения эффективности HRM:

§ Показатель производительности на единицу зарплаты или 1-го работника.

§ Показатели скорости бизнес-процессов или частей технологического цикла.  

§ Расходы на проведение кадровых программ и прибыль от них (аналог ROI).

§ Навыки работников, лояльность, моральный климат в коллективе.

§ Организационные возможности: скорость бизнес-процесса до нововведений и после (разновидность бенчмаркинга).

Структура затрат на персонал (стоимость сотрудника):

стоимость подбора: реклама вакансии (маркетинг персонала); время, затраченное на отборочные мероприятия службой персонала; гонорар кадровому агентству; оформление документов по приему на работу, медкомиссии;

стоимость развития:введение в должность; цена испытательного срока; профессиональное обучение; повышение квалификации; управленческая подготовка резервистов; планирование карьеры; ротация; обмен опытом;

стоимость рабочего места: ремонт, содержание (свет, вода, тепло), аренда помещения; обеспечение санитарно-гигиенических условий труда и техники безопасности; канцелярия; оборудование; связь; командировки;

прямое материальное стимулирование (оплата труда): оклад; премии; надбавки; участие в прибыли; перспектива повышения зарплаты;

косвенное материальное стимулирование:соцпакет; проведение корпоративных мероприятий; программ командообразования, психоклимата;

налоги на зарплату: ФОТ, ЕСН, пенсионные, социальные отчисления;

стоимость менеджмента: управленцы (планирование, оценка, стимулирование, развитие); вспомогательные подразделения (бухгалтерия, кадры);

стоимость ошибки: возможные срывы на испытательном сроке; неожиданные увольнения без замены; причинение ущерба; урон имиджу ф-мы;

показатель рентабельности эксплуатации трудовых ресурсов: если отдача от сотрудника невелика − он напрасно занимает рабочее место, не дает принять на работу эффективного, т.е. – зарабатывать компании в целом;

“оптовый” показатель: чем дольше сотрудник работает, тем меньше оказываются затраты на его подбор (размывание суммы).

С ростом штатной численности компании затраты на персонал растут не в арифметической, а в геометрической прогрессии!

Показатели эффективности управленческого труда:

§ сокращение управленческого персонала;

§ снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

§ сокращение временных потерь за счет улучшения организации труда;

§ доля решений, принятых по предложению сотрудников;

§ количество сотрудников, привлеченное к разработке УР;

§ степень технической оснащенности управленческого труда;

§ квалификация и текучесть кадров управленческого аппарата;

§ затраты на содержание управленческого аппарата;

§ доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат.